На российско-китайских переговорах подписаны первые бизнес-соглашения
Лента новостей
Несколько документов с китайскими партнерами подписала компания «Роснано». По одному из них планируется внедрение в России и Китае передовых экологически безопасных решений по утилизации промышленных отходов. Второй посвящен развитию электротранспорта и производству аккумуляторов
Несколько документов с партнерами из КНР подписала компания «Роснано». Основных соглашений два. Первое — о внедрении в России и Китае передовых экологически безопасных решений по утилизации промышленных отходов. Например, в Иркутской области в следующем году должен появиться новый завод мощностью 36 тысяч тонн в год, который сможет перерабатывать древесные отходы в древесно-угольный кокс.
Еще одно соглашение посвящено развитию электротранспорта и производству аккумуляторов. Объем инвестиций в проект оценивается более чем в 1 млрд долларов. Например, планируется создание и локализация в России производства тяговых аккумуляторных батарей и сети зарядных станций на федеральных и региональных трассах. Это повысит эффективность грузовых перевозок, увеличит пропускную способность транзита, указано в сообщении «Роснано».
Впрочем, подходить к этим проектам надо с большой осторожностью, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Роснано» идеологически — инвестиционная компания, задача «Роснано» — вкладывать в стартапы, развивать их, получать хороший экономический результат. На фоне того, что есть куча отраслей, которые могли бы сейчас получить огромную активность и развитие, так как из-за санкций мы целый ряд товаров завозить не можем, если бы «Роснано» больше работало в этом направлении, наверное, и отдача была бы хорошая, вместо этого «Роснано» идет в проекты, которые, может быть, сильные с точки зрения пиара, но не соответствуют их задачам. В мире этот тренд заключается в том, что пик моды на замены ДВС (двигателей внутреннего сгорания) прошел, если мы посмотрим на планы крупнейших европейских концернов, то они стали гораздо менее оптимистичными относительно электромобилей. Здесь, если мы в действительности будем развивать что-то инновационное, это звучит крайне неплохо, но на фоне того, что в самом Китае интерес к электромобилям снижается, не хотелось бы, чтобы вместо инновационности нам завезли какие-то технологии, и не самые актуальные. Одновременно в России сейчас всплеск интереса к «электричкам», понятно, что инфраструктуры критически не хватает. Вот звучит все это очень хорошо, и если Китай будет инвестировать, не важно, деньгами или технологиями, в создание инфраструктуры внутри РФ, тем более инновационной, это новость хорошая. Но я буду сейчас очень осторожен в оценках и прогнозах, потому что до этого у нас был много раз негативный опыт, когда под видом чего-то инновационного нам завозили устаревшие технологии».
После ухода Анатолия Чубайса и громких проверок в «Роснано» будущее компании было под большим вопросом. Проект могли похоронить, но, видимо, пока попытаются его реабилитировать, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Я думаю, что был вариант просто закрыть этот проект как бессмысленный и беспощадный, тем более «Роснано» — крайне странная структура, деньги, которые выделялись на эти проекты, как мы знаем, теперь проверку проходят активную, там финансовые дыры огромные. Но, видимо, все-таки будут пытаться реанимировать эту историю, раз подписываются какие-то соглашения. Все время говорим про национальное планирование, законы принимаем, но, когда я читаю, что «Роснано» займется созданием устройств для того, чтобы обеспечить зарядками электромобилей на федеральных трассах, у меня сразу вопрос возникает: а что, у нас такая концепция развития автодорожного транспорта, связанная с активным использованием электромобилей для перевозок? Этого же нет, потому что говорили и про использование природного газа как топлива, газомоторного топлива, а тут опять появились электромобили. Странно в этом плане, что у нас, с одной стороны, правительство говорит, что оно будет жестко все планировать, а с другой стороны, подход «пусть расцветают сто цветов», включая «Роснано». Но мне кажется, можно было бы с учетом дефицита бюджета повнимательнее отнестись и к аудиту всех этих историй».
К концу 2020 года чистый убыток «Роснано» составил 120 млрд рублей.
Летом 2022 года новое руководство компании в лице Сергея Куликова пыталось реструктурировать долги, а «Роснано» сейчас находится на грани банкротства.