16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
11 ноября 2024, 15:46 Недвижимость

В России рухнула выдача промышленной ипотеки

Лента новостей

В этом году банки выдали бизнесу всего 205 льготных кредитов по программе промышленной ипотеки на расширение производственных площадей, что в четыре раза меньше, чем в прошлом году. Основная причина в ужесточении условий в апреле 2024-го

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Обновлено в 22:48

В этом году банки выдали бизнесу всего 205 льготных кредитов по программе промышленной ипотеки на расширение производственных площадей, сообщили «Известиям» в Минпромторге. Это в четыре раза меньше, чем в прошлом году.

Среди причин — ужесточение условий в апреле 2024-го, уменьшение субсидирования кредитов со стороны государства и введение плавающей процентной ставки. При этом бизнес заинтересован в подобных кредитах.

Реально ли взять промышленную ипотеку? Вот что говорит российский бизнес:

Антон Сидоров, руководитель группы компаний «Стальнофф» из Липецка:

— Промышленная ипотека — это очень хороший инструмент, который стимулирует инвестиции, вложения в развитие своего производства, и в нынешних условиях для бизнеса это очень важный и нужный инструмент. Я знаю, что и другие в Липецкой области пользовались промышленной ипотекой, это востребованный инструмент, тут двух мнений быть не может. С удовольствием будем им пользоваться, если программа продолжится. Мы сейчас цех ввели в эксплуатацию и свои обязательства в этой части выполнили.

— На какие цели вы брали?

— Реконструкция цеха по металлопереработке. Это был недострой, мы его достроили. Теперь это уже современный, комфортный, с грузоподъемными механизмами цех.

— Получается, что у вас кредит на пять лет под 5%?

— Да, мы договор подписали еще в прошлом году летом. В общем и целом ставка 7-8%, даже 10% не является окончательно неинтересной. Здесь зависит от проекта. Мы готовы рассматривать на разных условиях. Понятно, что любой бизнесмен скажет, что давайте на более длинный срок, под меньший процент, каждый скажет, что это хорошо. Нас в принципе все устроило.

Роман Пашенцев, коммерческий директор компании «Шаг» из Липецкой области:

— Единственный минус — то, что сумма, которую нам давали, 100 млн, этого мало для постройки цеха. У нас 3 тысячи квадратов новый цех плюс с дополнительными АБК (административно-бытовой комплекс. — BFM), там инвестиций порядка 1,5 млрд уже у нас ушло. Сумма небольшая, а так в принципе все остальное хорошо — процент хороший, одобрили быстро.

— А больше было получить нельзя?

— Да, это была максимальная сумма. Нам требовалось намного больше, но хотя бы этим помогли, под небольшой процент — уже хорошо.

— И вы в дальнейшем снова планируете брать промышленную ипотеку?

— Если будут одобрять, то да, конечно, будем пользоваться этим инструментом в дальнейшем. После повышения ставки мы не узнавали условия. Возможно, конечно, если ключевая ставка будет такая же и процент по промышленной ипотеке будет высокий, то смысла уже и не будет.

Тимур Иртуганов, гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России:

— Если говорить про мебельную промышленность, то последние несколько лет она находится на подъеме. У нас показатели росли как в рублевом, так и в натуральном измерении, причем по последнему параметру даже обгоняли финансовые показатели. Это связано было, безусловно, с ростом спроса, но и в свою очередь вызвало увеличение объемов производства. Многие предприятия расширялись, соответственно, была необходимость в новых промышленных площадках. И в условиях роста ключевой ставки такая программа, как промышленная ипотека, была крайне актуальна. Могу сказать ,что на практике это действенная мера. Несколько предприятий из разных регионов этим пользовались.

— Предприятия, которые брали промышленную ипотеку, сталкивались ли с какими-нибудь проблемами? Банки отказывали, например?

— Здесь речь шла даже не о нехватке, а о том, что банки в свою очередь получали определенными траншами, и здесь надо успеть быть первым в очереди, но мы о таких жалобах не слышали. Предприятия все уже научены понимать, что алгоритм это рабочий. Надо просто правильно оформлять документы, вовремя продаваться или подождать. Но в любом случае, если в эту программу попадаете, деньги вы рано или поздно получите. Здесь очень важно правильное оформление документов.

Александр Малюгин, основатель и гендиректор «Мануфактуры Малюгина»:

«У нас есть потребность в масштабном расширении производства, спрос позволяет нам это сделать. Но все наши попытки сделать это разумным способом, то есть на длительный срок, по приемлемым ставкам, разбивались об то обстоятельство, что либо нет денег на льготные программы, либо эти льготные программы построены таким образом, что в них не попадает то, что нам нужно. Например, нам нужно приобрести земельный участок, а льготная ипотека это не финансирует. Земельный участок мы в конце концов приобрели, только по ставке 20%. Теперь у нас возникает вопрос: нам надо профинансировать строительство, это тоже промышленная ипотека. Хорошо, давайте профинансируем строительство, вроде бы и льготный кредит есть, условно льготный, под 11%, да только он начинает действовать, когда у тебя есть разрешение на строительство. А когда у меня будет разрешение на строительство, тогда не будет денег. И этот круг без конца крутится. Есть возможность — нет денег, есть деньги — нет возможностей, поэтому я думаю, что люди, которые занимаются подготовкой всех этих программ, просто не знают, из чего состоит реальный бизнес. Поэтому я не удивлен тому, что рухнула ипотека промышленная: она не работает, по-другому надо как-то действовать».

Георгий Солдатов, гендиректор холдинга «Адитим» — инжиниринговой компании в области переработки полимеров:

«Я изначально как член экспертного совета Госдумы по химической промышленности критиковал этот документ — закон о промышленной ипотеке, — даже еще до изменения он был практически нереален для бизнеса. Во-первых, сроки там смешные, во-вторых, там есть определение «суперинновационных» предприятий, а эта тема под большим вопросом. И плюс там еще есть очень дискриминирующая история, связанная с тем, что, если вдруг банк выходит из программы, тогда эта ипотека может быть спокойно отозвана у компании, притом что компания ничего плохого не сделала. Это был первичный вариант, как он вышел, потом пошли изменения, он стал еще хуже. В общем, это изначально нерабочий документ. Нам, конечно, нужна промышленная ипотека, но она нужна нам лет на 20, наверное, иначе смысла в этом нет никакого».

Дмитрий Филиппов, гендиректор группы компаний «Русит», которая выпускает текстиль и нетканые материалы:

«Мы обратились за промышленной ипотекой по нескольким причинам: нам предложили очень интересное здание для того, чтобы расширить бизнес. Собственных денег не хватало, поэтому решили идти через промипотеку, потому что кредитование было намного дороже, а на промипотеке проценты были гораздо интереснее. Второй момент: там были очень хорошие условия по срокам, мы обратились в ВТБ и, по-моему, в Сбербанк. В обоих банках нам отказали, они отказывают обычно, не обосновывая свой отказ. Ну, отказали и отказали. На сегодняшнем этапе мы купили другое здание, кредитуясь на обычных условиях: это было гораздо дороже и тяжелее, но мы с этой задачей справились. Мы предполагаем, что в этом году мы закончим погашение кредита по этой покупке. Но пользу в этой ипотеке мы видим».

Механизм промышленной ипотеки был запущен в 2022 году в соответствии с поручениями президента России. Программа предполагала выдачу промышленным предприятиям кредитов на приобретение недвижимости, а также ее реконструкцию и модернизацию. Ставка составляла 5% годовых, а для инновационных технологических компаний — 3%. Сейчас это 14% годовых для технологических компаний и 16% годовых для других заемщиков при ключевой ставке 21%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию