Индекс PMI обрабатывающих отраслей снизился до 49,5 пункта
Лента новостей
Это значение ниже критической отметки апреля 2022 года. Каковы причины замедления активности в секторе? Как сами производители оценивают собственную деловую активность и издержки?
Обновлено в 21:20
Индекс PMI обрабатывающих отраслей России упал ниже критической отметки впервые с апреля 2022 года. В сентябре значение этого показателя составило 49,5 пункта, снизившись с августовских 52,1 пункта, говорится в материалах исследования S&P Global.
Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение. Замедлению активности в секторе способствовало сокращение впервые с июля 2022 года объемов производства на фоне слабого спроса и задержек со стороны поставщиков.
Проблемы с цепочками поставок — задержками в железнодорожных перевозках и международной логистике — привели к резкому ухудшению показателей поставщиков в сентябре. С учетом дефицита сырья и более высоких транспортных сборов компании сектора сообщали о росте издержек, которые они старались переложить на клиентов. Отпускные цены росли самыми высокими темпами с прошлого октября. Business FM поговорила с производителями о том, как они оценивают собственную деловую активность и издержки.
Георгий Солдатов, генеральный директор холдинга «Адитим», инжиниринговой компании в области переработки полимеров:
«Увеличились сроки, например, погрузки на железнодорожные платформы, индекс PMI к этому чувствителен. Проблемы в логистике с восточной стороны влияют на все производственные процессы, потому что сырье не успевает доходить, падает оборачиваемость в том числе, и это [отражается] в индексе PMI. Но это одно из влияний, конечно, мы это чувствуем, все это сказывается дальше на планах производства. Логистические сроки растут непредсказуемо. РЖД постоянно публикуют различные письма с задержками: где-то вагон оставлен, где-то брошен поезд, еще что-то и так далее. Можно сколько угодно открывать новых переходов, но быстро не построишь новые ветки железной дороги с востока на запад. В данном случае уже, как ты ни увеличивай эффективность того, что есть, нужно либо новые ветки строить, либо, условно говоря, дирижабли восстанавливать. Во всем мире грузовые дирижабли используются, и не нужна железнодорожная инфраструктура. Как это ни смешно звучит, но такие программы по всему миру: 500 дирижаблей в одной стране, в другой и так далее. Мы попадаем в ситуацию, когда физически наша логистическая структура не может переработать такое количество груза».
Павел Арсеньев, гендиректор полиграфического комплекса «Парето-Принт»:
«У нашего бизнеса, а я директор крупнейшей в России книжной типографии, дела идут хорошо, я не замечаю просадки. В сентябре очень высокие показатели выпуска продукции, в октябре будут еще выше. Я вижу, что бизнес на подъеме. Есть в отрасли проблема нехватки кадров, и мы ее решили. А те, кто ее не решает, у того уходят люди, у того просаживается бизнес. В отрасли есть проблемы запчастей, комплектующих, ремонта оборудования и всего прочего. Тот, кто решил, а мы ее решили, у того тоже бизнес не просаживается. Логистических проблем не вижу: ни в доставке комплектующих, ни запчастей, ни сырья, ни в отгрузке товаров. Влияние введенных санкций и внешних обстоятельств существенно. Это не только санкции, а повышение уровня ставки ЦБ до запредельной возможности, где кредитование реального бизнеса под такие проценты маловероятно. И тот молодец, кто добрался до денег Фонда развития промышленности министерства промышленности. Коммерческие источники кредитования реального бизнеса ныне отсутствуют. Был болезненный переход на альтернативных поставщиков, на альтернативные запчасти, и умение восстанавливать в России запчасти, с которыми сложно в связи с поставками».
Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК — Нефтехиммаш»:
«Я скажу не только о своей компании, но и о машиностроении в целом, потому что все крупное оборудование в промышленные компании поставляется очень длительный период. У нас длительный цикл производства — это год-полтора. Что это значит? Это значит, что в прошлом году мы законтрактовались и делаем выручку этого года, то есть мы уже отгружаем продукцию. Что касается контрактации этого года, выручка, которая пойдет на 2025 год, мы уже тоже практически достигли уровня своего прошлого года, 2023-го. Нашей отрасли очень сложно оценить этот индекс, потому что мы зависим исключительно от инвестпроектов клиентов. Но даже если они незначительно сокращаются, ремонт на НПЗ, на ГПЗ не останавливается. И наоборот, для нас не только машиностроение, все крупнотоннажное оборудование, у нас, наоборот, активность очень высока начиная с августа. Потому что снабжение клиентов, им нужно выполнить KPI, закрыть все тендеры по ремонту, нужно отыграть все крупные инвестпроекты. И у нас сейчас пойдет самая крупная контрактация — осень и начало декабря. Поэтому мы увидим снижение только в следующем году. Если оно произошло сейчас, на коротком цикле, мы не наблюдаем. Поэтому, наверное, к радости, я вынуждена опровергнуть эти данные. А что касается закупки иностранных комплектующих, у нас очень маленький процент иностранного оборудования. Нам приходится увеличивать стоимость контрактов».
Валентин Скуратовский, генеральный директор и собственник ООО «Презент упаковка»:
«Мы работаем в очень специфичной области производства, мы производим упаковку для пищевых и медицинских продуктов. Эта продукция привязана к розничному спросу. Мы ориентируемся не на индекс PMI, а на розничный спрос в продуктовых магазинах, аптеках. Этот спрос сейчас подкреплен ростом доходов населения, мы падения не видим, мы видим только рост, поэтому этот индекс немного не о нас. Мы ориентируемся на доходы населения, а они растут. Посмотрите на динамику роста выручки X5 Group и других, там рост хороший, и нас это толкает тоже вверх, потому что это упаковка для недорогих продуктов питания, а также для таблеток, медицинских изделий, спрос на которые тоже идет вверх. Перспективы мы тоже видим достаточно хорошие. Мы около 20 лет работаем, и практически все кризисы мы проходили очень хорошо, за исключением платежной дисциплины, потому что изначально бизнес ориентирован на недорогую продукцию широкого спроса, и население ни при каких условиях не будет отказываться от молочных продуктов, походов в аптеку за лекарствами».
Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России:
«Лето — всегда низкий сезон по объемам продаж, соответственно, и по объемам производства. Так как инерционность в мебельном производстве невысокая, там быстро реагируют на спрос рынка, наращивают, сокращают производства, и на закупках это тоже сказывается практически мгновенно, в течение нескольких дней, недель, максимум двух, то есть очень короткий период. Опять же, мы говорим про индекс PMI, который с марта текущего года имел очень высокую базу, практически рекордную за много последних лет. 49,5 — достаточно высокий показатель. Падения какого-то заметного, катастрофического мы по рынку не наблюдаем. Если мы сравниваем цифры месяц к месяцу предыдущего года, мы, наоборот, наблюдаем все-таки продолжение роста, не такого динамичного, как в предыдущие годы, не на уровне 15-20%, но рост есть. Падение есть, но мы сравниваем с очень высокой базой весенней. Давайте подождем конца года, для нас не индекс PMI является определяющим, а цифры более показательные — объемы производства, продаж».
Сергей Рысь, гендиректор компании «Линкс 2000», разрабатывающей и выпускающей оборудование для дефектоскопии:
«Я сомневаюсь, что такое низкое падение, 2% — это ни о чем, я думаю, что оно реально, либо сейчас, либо к концу года, или в 2025 году падение будет значительно больше. Сейчас проблема в ключевой ставке в 20%. Это чем надо заниматься, чтобы брать кредиты и по ним расплачиваться? Мы говорим про промышленность, у которой рентабельность вовсе не 20%, чтобы сработать в ноль. Второе — импортозамещение, которым надо было заниматься, вообще говоря, 30 лет назад. Есть отдельные какие-то успехи не благодаря, а вопреки. Скажем, у нас малый бизнес, я могу пойти и взять льготный кредит у МСП банка или у корпорации МСП на развитие какого-то перспективного направления? Правильный ответ — нет, потому что я должен вложить свои деньги, которых нет, и средние предприятия точно так же, это крупняк может себе позволить жировать. Денег нет, не на что импортозамещать. У нас любят говорить, что выпуск увеличился в десять раз, да хоть в сто, то есть было один стало два, поэтому индекс падает».
Это было мнение производителей о том, как они оценивают собственную деловую активность и издержки на фоне падения индекса PMI ниже критической отметки впервые с апреля 2022 года.