27 сентября 2024, 19:22 Технологии
Елена Позолотина, ТМК: «Внутренней корпоративной сетью регулярно пользуются 30 тысяч человек»
Лента новостей
Эксперт рассказала, как цифровые инструменты укрепляют корпоративную культуру
Трубная металлургическая компания проводит в эти дни в Сочи юбилейный, 20-й корпоративный форум «Горизонты». Именно на этой площадке родилась идея мобильного приложения Mobi2U. Замгендиректора по управлению персоналом ТМК, директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина рассказала, как приложение за несколько лет превратилось из органайзера в корпоративную сеть и продолжает развиваться.
Когда в Трубной металлургической компании решили создавать собственную корпоративную социальную сеть, какие задачи компания ставила?
Елена Позолотина: Пять лет назад, когда было принято решение запустить такое социальное приложение, корпоративную социальную сеть Mobi2U — это все начиналось с нашего международного форума «Горизонты». В ТМК есть большое уникальное мероприятие, которое позволяет всем молодым сотрудникам наших организаций, коих больше 60 тысяч на сегодня, представлять свои идеи и предложения по совершенствованию бизнеса. И форум «Горизонты» объединяет такую молодежь. Это мероприятие на тысячу человек, ежегодно проводимое в Сочи, куда съезжаются сотрудники со всех наших территорий, локаций и предприятий. В эти дни проводится уже в 20-й раз. Пять лет назад мы решили: хватит делать бумажные материалы на это мероприятие, нужно переходить к современным форматам. Нужно завести электронный органайзер, где у каждого сотрудника будет свой личный кабинет, где он может понять свою программу, почитать аннотации сотрудников, которые выступают на секциях. Где все будут в современном формате находиться на большом мероприятии. С этого момента и началось приложение Mobi2U с функциональностью органайзера для корпоративного мероприятия. На каждом из таких мероприятий на нашем форуме «Горизонты», как правило, проходят встречи с руководством компании, с членами совета директоров ТМК, и наши участники высказываются, что бы они хотели в компании изменить. И одно из таких предложений было, что надо приложение-органайзер, которое отражало все, что происходит в эту неделю в Сочи, сделать регулярно действующим приложением, корпоративной соцсетью, в которой можно будет узнавать информацию про все достижения и новинки, общаться с коллегами по всей стране. Мы услышали эту инициативу, решили: почему бы и нет? Ко всему прочему развивались как раз различные корпоративные соцсети в тот период, и мы решили развить свою. Так появилась Mobi2U текущего формата, где у нас есть постоянно действующая новостная лента, где мы можем презентовать любую информацию, которую мы хотим сделать общедоступной для наших сотрудников, а теперь это один из официальных мессенджеров компании. Внутри него можно обсуждать рабочие, профессиональные темы и можно общаться со всеми сотрудниками из любых локаций. И плюс сами сотрудники могут общаться между собой, потому как есть раздел MobiView, где каждый может публиковать все, что он захочет. Все сотрудники могут друг друга комментировать, оставлять записи и предложения, комментировать и новости нашей компании, за счет чего мы можем узнавать обратную связь по различным нашим инициативам и быстро понимать — заходит она нашим сотрудникам, или нет. Это сообщество —лифт между руководством и сотрудником, он очень быстрый, короткий, можно быстро получить точечную обратную связь по тем вопросам, которые интересуют руководство, а сотрудник может получить ответ на свой вопрос или сделать этот вопрос видимым для руководителей компании. Основных целей, которые мы ставили тогда, пять лет назад, когда решили, что приложение станет постоянно действующим, мы достигли на сегодня.
Подробнее хотелось обсудить наполнение. В Mobi2U обсуждаются все-таки исключительно корпоративные темы, решаются конкретные производственные или управленческие вопросы или люди общаются и просто так, обсуждают то, что им интересно? Есть ли тут простор или это все-таки про корпоративную историю?
Елена Позолотина: Сегодня, пять лет спустя, это большой простор, это не только корпоративные новости и не только возможность обсуждать бизнес-темы. Это и возможность общаться друг с другом, люди могут друг другу писать, обсуждать любые интересующие вопросы, публиковать любую информацию, у нас можно посмотреть те разделы, которые интересуют того или иного сотрудника, присоединиться к группе людей, заинтересованной в конкретной цели или теме. Более того, мы там проводим различные конкурсы, создаем различные возможности проявить себя, конкурсы для детей и самих сотрудников. Например, есть конкурс «Лучший фотограф ТМК», где люди могут презентовать свои фотографические наработки по различным тематикам, и это никак не связано напрямую с производственным процессом. Это возможность проявить себя, показать, какой ты человек, и найти соратников, для которых ты интересен, общаться с ними в независимости от того, кто где находится. Ну и за последние два года мы наполнили приложение прикладными возможностями, например, на одном из предприятий можно посмотреть время прихода маршрутки от одного цеха к другому, в режиме онлайн наблюдать, где находится автобус. Можно, например, заказать путевки, оставить заявку через приложение. На другом предприятии можно посмотреть, как оформить любое заявление, куда нужно прийти, где находится фронт-офис нашего центра бизнес-услуг, как можно быстрее получить ту информацию, которая тебе нужна. То есть это еще и прикладной инструмент по решению организационных ежедневных вопросов.
Это как агрегатор общего плана, куда интегрированы в том числе социальные функции. Там на самом деле широкий диапазон услуг, которое может предоставить приложение?
Елена Позолотина: Да, сегодня это именно так, и очень важно, что оно доступно именно с телефона, потому что 80% нашего персонала это рабочие, доступа к компьютеру у них на рабочем месте нет, а с телефона они всегда могут быть в контенте, в одной информационной среде со всеми остальными сотрудниками компании, и они этим активно пользуются. На сегодня 95% — это те, кто зарегистрирован в приложении, просматривают материалы, а 37% — это активные пользователи, которые регулярно публикуют контент.
Это примерно какой объем аудитории? Есть ли понимание конкретных цифр?
Елена Позолотина: На сегодня у нас в самом приложении больше 55 тысяч человек зарегистрированы, из них 25 тысяч ежемесячно проявляют какую-то активность, то есть сами что-то публикуют, пишут комментарии, участвуют в активностях, пользуются сервисами. Остальные могут просто читать новости. Это для соцсетей очень большой показатель активности, мы следим за этим и сравниваем с другими соцсетями, и нам кажется, что такое вовлечение, когда практически 30 тысяч человек регулярно пользуются внутренней корпоративной сетью, это очень хороший показатель того, что нашим сотрудникам небезразлично, что происходит в компании.
Для Mobi2U нужно много контента. Это полностью оригинальный контент, или есть и сторонние источники? Хороший насыщенный день для ТМК в своем приложении — это сколько новостей?
Елена Позолотина: В нашей основной ленте порядка 15-20 новостей выходят ежедневно. Это контент уникальный, который делаем мы, управляющие компании, либо наши коллеги-корреспонденты на местах, которые работают на наших производственных площадках. Примерно за год 250 тысяч публикаций — это от наших сотрудников. В месяц это порядка 20 с лишним тысяч публикаций, ну а в день это до тысячи, и на самом деле, если хочешь найти какую-то публикацию за прошлый день, то до нее листать можно целый час.
Как и по каким критериям вы оцениваете вклад Mobi2U в целом в формирование и развитие корпоративной культуры? Есть ли какие-то четкие метрики, по которым вы понимаете: «Да, у нас то-то получилось, а то-то не получилось, мы исправим»
Елена Позолотина: У нас есть регулярные ежегодные исследования вовлеченности, по стандартам методики CAPSI, которая проводится на всю нашу группу, и в ней большой раздел — это информированность наших сотрудников про стратегию компании, про основные задачи и цели, про то, куда мы идем, куда мы движемся как компания. Мы оцениваем результаты по этому блоку вопросов, коррелируя с тем, что мы публикуем в нашем приложении, и с тем, насколько быстро наши коллеги понимают новые веяния и темы, которые мы хотим до них донести. По этому разделу наш показатель за последние пять лет существенно вырос, он сегодня превышает значение 80 пунктов, это очень хорошее значение, и по сравнению с бенчмарками общероссийскими тоже. Наши коллеги действительно в основной своей массе понимают, чем дышит Трубная металлургическая компания, какие цели перед ней стоят. Безусловно, мы делаем опросы, достаточно регулярно внутри компании, по функциональности и контенту, в этих опросах также участвуют сотрудники, и мы получаем здесь обратную связь, все ли хорошо или нужно что-то менять? Ну и реагируем достаточно оперативно на все предложения, стараемся улучшать наше приложение и контент. Это регулярная обратная связь. Очень хороший пример того, как работает это приложение: буквально три года назад мы интегрировались с группой ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод), в наш коллектив добавились порядка 17 тысяч новых сотрудников. В том числе благодаря этому приложению, мы можем сказать по прошествии трех лет, что большая часть сотрудников воспринимает себя как часть ТМК. Интеграция прошла быстро и бесшовно. Те ценности, которые мы хотели сделать популярными для добавившихся к нам коллег, мы смогли сделать через это приложение. Примеров такой большой интеграции, такой быстрой ассимиляции не так много в бизнесе
Пару слов про техническую часть. Правильно ли мы понимаем, что разработчик приложения, техподдержка — все это работает постоянно, все это доступно, и любой сотрудник может оценить приложение, а потом оставить свои впечатления и внести конкретные предложения через техподдержку и контактируя с разработчиком?
Елена Позолотина: У нас это организовано так: техническая разработка — это сторонний подрядчик, приложение им сопровождается, а внутренняя техподдержка — это сотрудники корпоративного университета. На сегодня у нас два человека занимаются непосредственно ведением этого приложения, включая ответы на вопросы пользователей. Есть специально созданная кнопка в приложении, где можно направить свои вопросы и предложения, которые рассматриваются группой сотрудников и руководителем, который курирует данное направление, на основании этого составляются планы по доработкам. Они оцениваются внешним подрядчиком, мы включаем это в бюджет, работа регулярная, ведется каждый год. Мы пытаемся сделать интерфейс приложения более usability.
Можете ли рассказать о планах по развитию Mobi2U, есть ли целевые показатели развития, которые вы для себя определяете, если да, то какие? Год-два-три, что бы вы хотели видеть от приложения в ближайшее время?
Елена Позолотина: Есть несколько мыслей, поделюсь своего рода секретом. Мы хотим провести независимый аудит нашего приложения внешними экспертами. Нам кажется, что это позволит нам выйти на новый уровень развития этого приложения, приблизиться к глобальным монстрам соцсетей, чтобы действительно сделать еще более интересным пребывание наших сотрудников внутри этой соцсети. Еще не менее важное изменение, которое мы хотим сделать, — мы хотим сделать версию 2.0 для детей, обучающихся в школах, и студентов, обучающихся в наших профильных колледжах, которые есть в регионах присутствия наших производственных площадок. Зачем нам это нужно? Мы как ТМК участвуем в программе «Профессионалитет» по шести площадкам, на сегодня из металлургических предприятий, наверное, мы больше всего вовлечены в этот проект. Для нас это в будущем основной источник подбора персонала, мы понимаем, что в условиях текущей очень тяжелой борьбы на рынке труда — это очень важное конкурентное преимущество. Для того чтобы к нам пришли замотивированные и подготовленные выпускники средних специальных учебных заведений, нам нужно, чтобы туда попали те школьники, которые способны к той работе, которую предлагает большое промышленное, с современными технологиями автоматизированное предприятие. Работать мы должны уже со школьниками и создавать воронку перспективных студентов уже там. А для того, чтобы про нас быстрее современная молодежь могла узнать, нет ничего лучше, чем сделать приложение доступным для них. Потому что это формат, который для современных школьников и студентов более понятен. Это не какие-то фильмы, ролики или другой контент, который вряд ли сейчас сильно эксплуатируется ими, а вот соцсеть, в которой можно и общаться, и делать какие-то задания, и смотреть виртуальные экскурсии, и знакомиться с коллективом, производством, возможностями заранее, и понимать, что вот это то будущее, которое тебя устраивает, и в ту сторону можно и нужно двигаться. Поэтому это будет Mobi2U 2.0, амбициозный и сложный проект, потому что работать с детской аудиторией — это совсем другое, чем работать со взрослыми. Мы надеемся, что в перспективе сможем поделиться достижениями и в этой области тоже. Ну и конечно, для наших сотрудников по результатам аудита мы будем продолжать совершенствовать и функциональность, и контент. И добавлять сервисы, чтобы можно было еще более активно и часто пользоваться нашим приложением.