16+
Среда, 13 ноября 2024
  • BRENT $ 72.39 / ₽ 7091
  • RTS885.18
22 июля 2024, 10:45 Компании

Скоростные дороги в России: прошлое, настоящее и будущее

Лента новостей

Кто и почему готов платить за проезд по автотрассам и как можно повысить эффективность использования таких дорог

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Первая платная автодорога в новой России появилась еще в 1990 годах. Это был небольшой 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области. Однако настоящее развитие платных скоростных трасс началось после того, как в 2007 году президент России подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», а спустя два года была создана Государственная компания «Автодор», миссия которой — создание и развитие опорной сети скоростных автомагистралей и сопутствующих сервисов для комфорта автомобилистов. Сегодня в зоне притяжения дорожной сети проживает почти половина всего населения страны. С начала 2019 года до настоящего времени сеть дорог «Автодора» увеличилась более чем в два раза. В доверительном управлении компании более 5 тысяч километров. Это вряд ли было бы возможным без привлечения средств частных инвесторов, отмечает заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Госкомпании «Автодор» Константин Макиев.

Константин Макиев заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Госкомпании «Автодор» «Нам удалось привлечь более 1 трлн рублей внебюджетного финансирования, которое было вложено в строительство и создание инфраструктуры. Это позволило нам за последние пять лет ввести практически 2 тысячи километров автомобильных дорог. Сейчас наша сеть составляет уже более 5 тысяч километров дорог, из них более 3 тысяч — первой технической категории. Мы точно понимаем, что пользователь дорог — это наш стратегический фокус, и мы за последние годы в этой части также продвинулись. Был разработан новый формат многофункциональных зон сервиса, который будет поэтапно развиваться, будет повышаться качество обслуживания пользователей на наших автомобильных дорогах. Подтверждение правильно выбранного курса — из года в год увеличение количества проездов по скоростным трассам».

В 2023 году число поездок по дорогам Госкомпании «Автодор» выросло почти на 18% по сравнению с предыдущим годом. Рост трафика во многом связан с рекордными показателями по числу открытых в прошлом году новых участков, прежде всего за счет ввода в эксплуатацию федеральной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В конце 2024 года планируется продолжение дороги до Екатеринбурга и далее — до Тюмени.

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Кто пользуется сегодня скоростными дорогами в России? Продолжает Константин Макиев.

«Легковой транспорт составляет примерно 75% всех проездов по сети автомобильных дорог. 25% — это грузовые перевозки. При этом из категории легкового транспорта половина — это туристы, направляющиеся на длительный отдых, а остальные — либо дачники, либо туристы выходного дня. Много лет эта статистика практически не меняется, но сейчас мы видим рост и грузового транспорта».

Становятся все более популярными и автобусные пассажирские перевозки по скоростным автотрассам. Скорость, безопасность и комфорт — именно это привлекает организаторов таких перевозок, отмечает генеральный директор ООО «Автодор-девелопмент» Анастасия Козлова.

Анастасия Козлова генеральный директор ООО «Автодор-девелопмент» «Это совершенно новый опыт. Многие до сих пор не знают, что дороги в России научились строить. Дороги, которые, по сути, являются услугой, с необходимым уровнем комфорта и обслуживания. Если мы говорим про М-12 «Восток», то, конечно, здесь удалось ее создать, наверное, максимально целостно, поскольку она планировалась с нуля, строилась сразу с зонами сервиса, которые в том числе предусмотрены и для туристов. Мы этот формат формировали еще до бума внутреннего туризма, начали работать над ним еще в 2019 году. Тогда мы пытались понять, а что же нужно в действительности человеку на дороге? Так у нас появились в зонах сервиса отдельно выделенные проезды для автобусов, появились комфортные места посадки-высадки пассажиров. У нас больше не возникает всех тех неприятных переживаний, которые случаются на любой другой трассе, созданной по старым стандартам. Мы все помним ситуацию, когда 45 человек «высыпают» одновременно под колеса автомобилей. Недовольны все, стресс у водителя, стресс у пассажира. Мы с этим на М-12 поработали, и наша инфраструктура готова к росту потока пассажирских перевозок».

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Все большее число перевозчиков запускают автобусные туры, как, например, это сделала крупная транспортная компания «Сотранс» из Санкт-Петербурга, которая для автобусных перевозок использует трассы М-11 «Нева» и М-12 «Восток». О новом направлении бизнеса рассказывает исполнительный директор транспортной компании «Сотранс» Максим Федоров.

Максим Федоров исполнительный директор транспортной компании «Сотранс» «Мы вышли на рынок пассажирских перевозок из-за его бурного роста. Рынок вырос на четверть по сравнению с предыдущим годом и продолжает расти. Мы развиваем шесть основных направлений деятельности. Это туристические перевозки, услуги корпоративной развозки, обслуживание деловых и спортивных мероприятий, трансферные перевозки, перевозки детей, регулярные рейсы. Скоростные дороги — это основной триггер развития автотуризма внутри страны. Самый большой спрос, естественно, это Казань, практически туристическая Мекка. Также популярны путешествия из Москвы в Питер. Когда открылась трасса М-12 «Восток», мы смогли запустить новые туристические маршруты от Москвы до Казани. Теперь значительно сокращается время в пути за счет хорошего дорожного покрытия и установленного скоростного режима, большого количества полос движения. Качественные дороги, помимо комфорта для пользователя, помогают сохранить транспортное средство в хорошем состоянии».

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Платными автодорогами пользуются не только туристы, но и грузоперевозчики. Из плюсов — высокая скорость доставки и, соответственно, оптимизация расходов на зарплаты водителям. С другой стороны, нужно смотреть на экономику. И чтобы понять, по каким дорогам выгоднее возить грузы, Госкомпания «Автодор» совместно с NATCAR (АО «Национальный перевозчик») и Инновационным центром «КамАЗ» запустили проект, цель которого — сравнение экономической эффективности коммерческого грузового транспорта при использовании платных и бесплатных автомобильных дорог. Об этом проекте рассказывает генеральный директор NATCAR Илья Саттаров.

Илья Саттаров генеральный директор NATCAR «Проект стартовал в феврале 2024 года. Есть два абсолютно одинаковых тягача нового поколения КамАЗа, которые эксплуатируются с полуприцепами. Машины имеют одинаковый износ, одинаковый срок службы, одинаковый километраж. Наша задача — выдавать им одинаковые коммерческие рейсы. Один тягач едет по автодорогам М-4 и М-11. И одновременно альтернативная машина пробегает по бесплатным дорогам. Проект предполагается в конце августа закончить. Что мы анализируем в ходе эксперимента? Расход топлива, степень износа агрегатов, частоту ремонтов, производительность транспортного средства. Рынок уже меняет свое отношение к платности, потому что за быструю доставку клиенты готовы платить премиальную цену. Это первое. Второе — это экономичность. Мы будем более рационально относиться к собственным ресурсам. Потому что на рынке побеждает тот, кто дает лучшую себестоимость. Поэтому для нас очевидно — с расширением географии скоростных дорог их эксплуатация нами будет расти».

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Повысить эффективность использования платных дорог для доставки грузов на средние и дальние расстояния могли бы транспортные средства повышенной вместимости, такие как автопоезда, которые еще называют длинномерами или Long-сцепками. Компания «Сельта», которая входит в группу компаний «Магнит», в рамках сотрудничества с Госкомпанией «Автодор» и совместно с «Деловыми линиями» и NATCAR прорабатывает проект по внедрению автопоездов. Бизнес весьма заинтересован в широком внедрении автопоездов, для которых хорошо подходят платные скоростные автомагистрали, отмечает заместитель директора ООО «Сельта» Роман Юников.

Роман Юников заместитель директора ООО «Сельта» «Сегодня мы ведем работу над тем, чтобы сформировать условия для проведения тестовой эксплуатации такой Long-сцепки, чтобы выработать предложения по внесению изменений в законодательство, потому что мы сейчас ограничены только на законодательном уровне в применении таких длинномерных автопоездов. Те выгоды, которые несет применение этой технологии, очевидны. Они интересны не только нашей компании, которая занимается розничной торговлей. Они интересны компаниям, которые перевозят другие категории грузов. А внутри своих территорий мы уже убедились в том, что такое транспортное средство надежно. Конструкция позволяет соблюдать все правила безопасности дорожного движения. Практически нет никакой разницы между стандартным транспортным средством, ограниченным законодательством длиной 20 метров, и длинномерным, которые, мы надеемся, будут допущены к применению в ближайшее время. При активной поддержке государства внедрение длинномерных автопоездов — это вопрос двух-трех лет».

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Скоростные автотрассы используют в том числе грузоперевозчики, которые обслуживают маркетплейсы, — а это сегодня, наверное, самый популярный формат онлайн-торговли. Сначала товары привозят в логистические центры, а уже оттуда осуществляется их доставка в пункты выдачи заказов конечным покупателям. При этом большое значение имеет транспортная доступность таких логистических центров. Наличие скоростной федеральной автотрассы, такой как, например, М-12, — всегда большой плюс, отмечает заместитель руководителя департамента транспортной логистики Wildberries Никита Никитин.

Никита Никитин заместитель руководителя департамента транспортной логистики Wildberries «Мы рассматриваем подъезды, развязки, которые имеются рядом с локацией, обращаем внимание на АЗС и парковки, потому что это важная составляющая для перевозчиков и их водителей. Анализируем, конечно, и качество дорожного покрытия, потому что это напрямую влияет на срок эксплуатации транспортного средства. Хочу поделиться нашим опытом использования трассы М-12 «Восток». По М-7 наша скорость была 59 километров в час. Сегодня на М-12 это уже 68 километров в час, то есть на 10 километров мы увеличили нашу скорость. И, соответственно, по срокам доставки мы выигрываем от часа до полутора. На текущий момент по М-12 ежесуточно выезжают более 950 автомобилей Wildberries для доставки грузов».

Фото: пресс-служба Госкомпании «Автодор»

Сейчас Госкомпания «Автодор» реализует сразу несколько перспективных и масштабных проектов. Прежде всего это продолжение строительства трассы М-12 «Восток» до Екатеринбурга, которая станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. 16 июля 2024 года открыли движение по всей протяженности Северного обхода Твери на М-11 «Нева». Уже к концу этого года бесшовной скоростной магистралью удастся соединить порядка 2,5 тысячи километров от Северной столицы до Екатеринбурга. Фактически сейчас создается опорная сеть дорог, охватывающих всю страну по направлениям север — юг и запад — восток, которые не только дают новый импульс для развития экономики регионов, по территории которых проходят маршруты, но и способствуют развитию среднего и малого бизнеса, внутреннего туризма, привлечению дополнительных инвестиций и запуску новых инфраструктурных проектов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию