16+
Понедельник, 11 ноября 2024
  • BRENT $ 71.83 / ₽ 7027
  • RTS895.75
11 июля 2024, 12:35 ТехнологииНаука

Проректор РАНХиГС подготовил учебник по основам государственности РФ

Лента новостей

По данным газеты «Ведомости», учебник бывшего сотрудника «Росатома» и нынешнего руководителя проекта «ДНК России» Андрея Полосина уже готов, и по нему могут начать преподавать с сентября

Проректор РАНХиГС при президенте РФ, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин во время презентации курса для студентов вузов «Основы российской государственности».
Проректор РАНХиГС при президенте РФ, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин во время презентации курса для студентов вузов «Основы российской государственности». Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Обновлено в 15:23

Проректор РАНХиГС Андрей Полосин написал новый учебник по основам государственности России. Он бывший сотрудник «Росатома» и нынешний руководитель проекта «ДНК России». Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к администрации президента.

По их словам, учебник уже готов. Высока вероятность, что преподавание по нему может начаться в университетах уже с сентября. Что представляет из себя новый учебник от Андрей Полосина? Говорит политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил ВиноградовМихаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Понятно, что существует социальный заказ на продвижение политической комфортной для власти информации среди студенческой аудитории, в том числе отчасти в силу того, что уровень лояльности молодежи, отношение ее к власти, ниже, чем среди старшего возраста. И принято считать, что подобный курс тем или иным образом может повлиять на эту лояльность. Поэтому формально речь идет об основах государственности, о ценностях, но, конечно, так или иначе, элемент пропаганды в этом присутствует. Другое дело, что учебник, написанный Полосиным, скорее всего, будет компромиссным, потому что, с одной стороны, надо исполнить социальный заказ, соответствовать той экстремально радикальной повестке, которая сегодня доминирует. С другой стороны, понятно, что социум сегодня не особенно радикален, и запроса на радикализм нет, а учебная, научная среда вообще довольно консервативная и не одну инициативу проглотила и утопила. Поэтому учебник должен быть компромиссным, вроде и идеологизированным, но внешне академичным, научным, показывающим, что это одна из дисциплин. Поэтому, наверное, многое будет зависеть в реализации учебника от степени воодушевления, с которым возьмутся преподаватели. Кто-то будет активно использовать это в [целях] политинформации, кто-то формально начитывать то, что говорится в курсе, в целом создавая ощущение, что мы не бездействуем и работаем с молодежью. Хотя сам по себе курс не может устранить причин, связанных с меньшей лояльностью молодежи».

Курс основ российской государственности был введен для первокурсников всех вузов с 1 сентября 2023 года. Его разработка началась с осени 2022, в ней принимали участие преподаватели гуманитарных дисциплин российских университетов. Было подготовлено два учебника под редакций профессора МГУ Сергея Перевезенцева и под руководством заместителя заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ Алексея Ларионова, иеромонаха Родиона.

Студенты московских вузов говорят, что учебников у них не было. Были лекции и семинары. Радиостанция Business FM спросила, что они думают о новом курсе — ОРГ:

«Там у нас было по разделам. Первый раздел был про Россию, про ее геополитическое положение, про население, про народы, их языки и культуру, ценности и прочее. Потом про цивилизационные подходы к развитию России. Потом мы обсуждали традиционные ценности, про то, что семья должна быть крепкая, нетрадиционных ориентаций не должно быть, все должны быть православными. В общем, в этом духе нам рассказывали. Потом политическое устройство России, про Конституцию РФ, первые три раздела нам рассказывали, то, что было при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. И в последнем блоке рассказывалось про будущее России, про вызовы, которые ждут впереди, понятно, в каком ключе про это рассказывали. Да и в принципе весь курс понятно, в каком ключе читался, учитывая, что его читала девушка, которая состоит в «Единой России». И курс сам по себе подразумевает тоже понятно что. Я не особо стремился слушать, конспектировать и прочее этот курс, потому что он не очень интересен, учитывая, что все это нам уже рассказали в школе. А то, как подают этот курс в университете, вообще неприятно. Ты ощущаешь, что это напрямую пропаганда, ничего про свою страну искреннего ты не услышишь на этих курсах, и это плохо».

***

«У нас курс ОРГ был представлен лекциями и семинарами. Лекции я не особо помню, потому что в основном все там занимались своими делами, и в том числе я. Делала домашку в основном. Первое время я, конечно, слушала, но, видимо, потом поняла, что ничего интересного и нового я там не услышу. И в основном это пропагандистское, что было не очень приятно слушать. Больше положительных эмоций у меня по поводу семинаров, потому что у нас были классные преподаватели. И нам преподносили информацию различными способами, в основном это были задания, которые мы выполняли на самостоятельной основе, и это все было представлено в форме соревнования. Иногда это были дебаты, мы высказывали свое мнение по той или иной теме, соревновались за баллы между командами. У меня положительные впечатления, я потом за свою активность получила «5» по ОРГ. Но потом нам ставили фильмы тоже на темы наших лекций, наших семинаров. И весь материал именно на семинарах подавался интересно, мне всегда было интересно приходить туда. А вот о лекциях я ничего особо сказать не могу».

***

«В нашей рабочей программе, которая разработана университетом, несколько тем, внутри которых существует подпункты. Среди них традиционные ценности Российской Федерации, социокультурные основы государственности, мировоззренческие основы, политическое устройство, вызовы для России и так далее. На мой взгляд, самыми интересными являются подпункты, которые в себе содержат аналитические и практические задачи. В основном они заключались в том, чтобы сравнивать определенные точки зрения различных философов и ученых, что, на мой взгляд, плюс, были среди них не только русские мыслители, но и зарубежные, те же самые политические деятели, политологи. Например, я точно помню, что в теме «Вызовы для России и их преодоление» мы анализировали работы Фрэнсиса Фукуямы, делали по ним доклад и по работе Збигнева Бжезинского, работы, которые показывали, что думают политические деятели других стран по поводу суверенитета России. Лично у меня сформировалось отношение к предмету хорошее, но я спрашивал студентов других вузов, в том числе немосковских, и вывод следующий — все зависит от преподавателя. Я знаю, что в некоторых университетах все довольно-таки жестко и вместо аналитических работ, бесед с преподавателем на интересные и важные темы была история Россия, которая начиналась с того, какие мы великие, и заканчивалась тем же самым. Это, с одной стороны, имеет право на жизнь, но, мне кажется, что основа российской государственности гораздо глубже, нежели трансляция однополярного мнения».

Автору нового учебника Андрею Полосину 53 года. Он окончил психологический факультет МПГУ, затем защитил диплом в Академии народного хозяйства, получив квалификацию «консультант по управлению», в РАНХиГС окончил юрфак. Является кандидатом психологических наук, доктором политических наук. Он известный российский политтехнолог.

С 2007 года Полосин работал в управлении президента по внутренней политике, с 2010 года был зампредом правительства Бурятии по взаимодействию с федеральными органами власти. А с 2011 года работал в «Росатоме» на разных должностях. С этой должности в мае 2023 года он перешел на пост проректора РАНХиГС. Полосин не ответил на звонки Business FM.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию