16+
Вторник, 5 ноября 2024
  • BRENT $ 75.53 / ₽ 7368
  • RTS847.00
1 июля 2024, 13:25 Политика

Во Франции проходят досрочные выборы в парламент

Лента новостей

По итогам первого тура — в лидерах «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Партия Макрона на третьем месте. Чего ждать от второго тура?

Марин Ле Пен, лидер французской крайне правой партии и кандидат от крайне правой партии «Национальное объединение».
Марин Ле Пен, лидер французской крайне правой партии и кандидат от крайне правой партии «Национальное объединение». Фото: Yves Herman/Reuters

«Национальное объединение» и союзные силы выигрывают в первом туре парламентских выборов во Франции. Об этом пишет газета Le Parisien со ссылкой на данные МВД. Таким образом, у партии Марин Ле Пен 33,4% голосов. На втором месте левый «Новый народный фронт», за который проголосовали 27,98% избирателей. Президентская коалиция «Вместе за республику» идет третьей, получив чуть более 20% голосов.

Парламентские выборы во Франции проходят досрочно, их назначил президент Эммануэль Макрон после поражения его партии на выборах в Европарламент. В начале июня с большим отрывом выиграли правые — партия Марин Ле Пен «Национальное объединение», лидером которой является 28-летний Жордан Барделла. Опросы тоже прогнозировали победу ультраправых.

Вопрос, сможет ли их лидер потом занять пост премьера, пока остается открытым. МВД страны отмечает рекордную явку. Местный телеканал BFMTV после закрытия избирательных участков сообщил, что она составила более 67%. О том, чего ожидать от второго тура парламентских выборов, Business FM поговорила с политологом Александром Тэвдой-Бурмули:

— По результатам первого тура только около 50 округов получили своих депутатов, а все остальное будет решаться во втором туре, поэтому надо понимать, что нынешний результат крайне правых для них он очень важный в моральном и политическом плане, но не факт, что им удастся все-таки дотянуть до абсолютного большинства, потому что тогда им еще нужно будет набрать как минимум 16% во втором туре, это серьезная цифра, учитывая, что сейчас провалившиеся центристы Макрона и левые будут строить против них республиканский барьер, соответственно, и проценты могут быть несколько перераспределены по итогам второго тура. Понятно, что Барделла не упадет ниже своих 33-34% и, скорее всего, доберет еще 10%, может, даже больше, но у меня есть сомнения, что он получит больше 48%, но это надо смотреть. А в том случае, если он не наберет большинство абсолютное, он, по его словам, не будет возглавлять правительство.

— СМИ пишут, что Макрон намерен отозвать часть своих кандидатов со второго тура.

— Да, имеется в виду, что он будет отзывать тех кандидатов, которые заняли третье место, чтобы их голоса организованно предложили передать левым, это и есть республиканский барьер.

— Зачем Макрон устроил эти выборы, на что был расчет, ведь он мог этого не делать?

— Это вопрос действительно один из самых главных, потому что рациональный расчет может заключаться именно в том, что он хочет передать [голоса], то есть он видит, что сейчас ветер дует в паруса крайне правых, он предлагает им получить или попытаться получить власть, предполагает, что этой властью, даже если они ее получат, они воспользоваться толком не сумеют, а это действительно очень сложно сделать, если президентом будет Макрон, и у него еще будет большая группа поддержки, почти 50% в Национальном собрании, то есть он может так дезавуировать власть крайне правых, чтобы к следующим парламентским и тем более президентским выборам лишить себя угрозы в виде крайне правого соперника, расчет был такой, судя по всему, но он довольно авантюрный.

Глава «Национального объединения» Жордан Барделла после успеха в первом туре заявил о готовности стать премьером «сосуществования» (так описывается ситуация раздельного правления, когда президента и парламентское большинство представляют разные партии).

Однако Альянс Макрона намерен отозвать часть своих кандидатов со второго тура, чтобы не дать «Национальному объединению» получить абсолютное большинство в парламенте. Как говорят у левых, «есть семь дней, чтобы избавить Францию от катастрофы».

О дальнейших перспективах радиостанция поговорила с кандидатом политических наук, завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павлом Тимофеевым:

— Макронистам нужна поддержка, соответственно, классическая тактика — это тактика республиканского фронта, когда центристская партия в данном случае заявляет, что партия Марин Ле Пен — это угроза для французской демократии, соответственно, все силы должны помочь остановить их, каким образом — во втором туре снимать своих кандидатов в пользу наиболее успешного, у кого есть возможность остановить ультраправых.

— Это рабочий сценарий?

— Он не так прост. Он подразумевает определенные торги с левыми, потому что левым, которые со своей стороны критикуют Макрона, которые очень сильно с ним несогласны, особенно по экономическим вопросам, им не с руки так сдавать своих кандидатов в пользу Макрона, левые за это что-то будут требовать. Скорее всего, мы в ближайшие дни не увидим официальные или кулуарные торги, а премьер-министр Габриэль Атталь уже сказал, что макронисты готовы приостановить рассмотрение законопроекта о социальном страховании, который означает, что для получения социальных пособий нужно будет работать больше. Это не устраивает левых, но эта уступка скромная, поэтому, скорее всего, левые попросят чего-то большего, буквально завтра будет понятно, в каких округах будут сняты кандидаты. После этого можно будет и говорить о том, договорился Макрон с левыми, чтобы остановить Марин Ле Пен, или нет.

— Вот два варианта развития событий: ультраправые все-таки берут большинство, и второй вариант — они большинство не берут. А как в первом и втором случае будут развиваться события во Франции дальше, будет ли дееспособно новое правительство, из кого оно будет состоять?

— Когда мы говорим о большинстве, у нас бывает два большинства, есть большинство абсолютное, это 50% плюс 1 голос, а есть большинство относительное.

— О котором ультраправые и говорят.

— Ультраправые, скорее всего, могут рассчитывать только на относительное большинство, на абсолютное большинство там вряд ли получается. Если ультраправые берут относительное большинство, в таком случае ситуация переходит в режим политического сосуществования, это уже знакомый для Франции режим, при котором президент принадлежит к одной политической силе, а большинство в парламенте к другому. Это будет означать, что сам по себе процесс законостроительства будет очень сильно буксовать, потому что у президента и у большинства прямо противоположные взгляды на ряд проектов, хотя по экономике здесь им будет проще договориться, чем по социальным вопросам. Скорее всего, будет назначен некий технический премьер-министр, не макронист, не ультраправый, вполне возможно, какой-то правоцентристский политик, который устроит и тех, и других. Дальше этот процесс будет идти, у Макрона есть еще в запасе опция — через год после выборов провести новые выборы и посмотреть, как там будет, может быть, ситуация улучшится. Ко второму варианту в таком случае, я думаю, что относительное большинство будет у макронистов, и мы увидим примерно то же самое, что видели последние два года.

В Лионе и Париже поздно вечером после завершения голосования и обнародования экзитполов произошли стычки протестующих с полицией. Отмечается, что во время демонстрации в столице представители леворадикального движения black bloc начали бить витрины кафе и поджигать мусорные баки. Протестующие бросали в полицейских петарды, те в ответ применили слезоточивый газ.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию