Ушедшие из России бренды не хотят рвать отношения с Роспатентом
Роспатент зарегистрировал товарный знак производителя ликера Jagermeister
Лента новостей
Ведомство получило очередную заявку на сохранение прав на товарный знак. На этот раз от немецкого производителя ликеров Jagermeister. И таких компаний становится все больше. На этом фоне депутат Госдумы Султан Хамзаев предложил аннулировать товарные знаки ушедших из России бизнесов, а затем запретить их регистрацию на 20 лет
Поставки остановлены, торговые точки и подразделения закрыты, но заявки о защите прав на использование брендов продолжают поступать в Роспатент. В апреле The Coca-Cola Company обратилась в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с заявками на регистрацию наименований Coca-Cola, Sprite, Fanta, Bonaqua и так далее — всего десять позиций. Starbucks направила заявки на регистрацию восьми товарных знаков, включая Starbucks Сoffee, Frappuccino и так далее.
Chanel хочет оставить за собой права на Chanel № 5, Mercedes-Benz Group AG подала две заявки, Microsoft — 15 заявок, Nissan — четыре заявки, Pizza Hut — три, Disney — восемь, Universal — четыре, Procter & Gamble — восемь заявок и так далее.
Однако такая политика вовсе не означает, что все эти компании в ближайшее время хотят вернуться на российский рынок. Просто по российским законам, если товарные знаки не используются в течение трех лет, их аннулируют. Продолжает управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк:
Илья Березнюк управляющий партнер Agro and Food communications «Наверное, это свидетельствует о том, что компании рано или поздно хотят вернуться на рынок, но это абсолютно логично. Если возвращаться к той же Coca-Cola, она полностью, по сути, и не ушла. Поэтому здесь два момента: и банальные юридические процедуры для сохранения знаков на территории страны, и, наверное, они питают определенные надежды на то, что рано или поздно торговля в стране возобновится».
Депутат Госдумы Султан Хамзаев считает, что шансов вернуться такие компании не заслуживают. Более того, по мнению депутата, на их именах должны зарабатывать российские предприниматели:
Султан Хамзаев депутат Госдумы «Starbucks, Coca-Cola пытаются перерегистрировать свои авторские права на территории России. Зачем они это делают? Они что, хотят сюда вернуться? Они же хлопнули дверью, они же повели себя неуважительно по отношению к нам, гражданам России. Хорошо — ушли. Насильно мил не будешь. Поэтому я считаю, что было бы справедливым и правильным по отношению к нам, гражданам России, было бы уважительно к нашим национальным интересам аннулировать все их товарные знаки на территории России и, соответственно, запретить им регистрировать их в ближайшие 20 лет. И дать возможность людям, используя все эти товарные знаки, зарабатывать на этом и кормить свои семьи».
Многие компании, объявив об уходе, на самом деле полностью отношений с Россией не разорвали. Та же The Coca-Cola Company, у которой в России было подразделение ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия», в июле 2022-го сменила название на ООО «Мултон партнерс», запустив производство напитка «Добрый Cola». И этот бренд в 2023 году стал лидером на российском рынке, заняв долю в 25%.
Кто-то ушел с опционом на обратный выкуп активов. Но самыми принципиальными в этом списке оказались скандинавы. В конце лета 2022 года решение о полной ликвидации всего своего российского бизнеса приняла компания IKEA. Примерно через год шведская компания Essity, выпускающая товары гигиены под брендами Zewa, Libero и Libresse, закрыла сделку по продаже своего российского бизнеса. А на этой неделе ликвидацию российского юрлица начала компания H&M.