АКИТ просит ЦБ помочь бизнесу в борьбе с кешбэк-мошенничеством
Лента новостей
Ассоциация компаний интернет-торговли предлагает скорректировать законодательство так, чтобы недобросовестные покупатели не могли оставлять себе кешбэки и бонусы при отказе от товара после его оплаты. Впрочем, эксперты сомневаются в том, что регулятор поддержит инициативу бизнеса
В своем письме к ЦБ Ассоциация компаний интернет-торговли описывает уязвимость так: клиент заказывает дорогой товар или много товаров на крупную сумму, оплачивает покупку, получает кешбэк или бонусы, возвращает товары, но при получении возврата требует, чтобы ему разрешили приложить к терминалу другую карту. И в итоге такой клиент остается и с деньгами, и с кешбэком.
Банки, продавцы и площадки несут убытки за счет просто так начисленных бонусов, затрат на логистику товаров туда и обратно и прочих факторов. По данным АКИТ, таким образом недобросовестные покупатели могут за месяц выручить сумму, сопоставимую со средней зарплатой россиян: более 70 тысяч рублей.
Продолжает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Когда мы проанализировали ситуацию за последние полтора года, пришли к выводу, что одни и те же люди в течение этого достаточно длительного времени совершают покупки, потом сдают товары и получают бонусы, кешбэки, которые, в общем-то, не должны получать. Причем, надо сказать, только за этот период было несколько тысяч операций, сумма убытков уже исчисляется сотнями миллионов рублей».
И в АКИТ хотят, чтобы ЦБ разрешил возврат только на ту карту, с которой оплачивалась покупка. Проблема есть, но ЦБ вряд ли поддержит инициативу, считает финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview Андрей Чирков:
Андрей Чирков финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview «Существуют целые сообщества граждан, которые пытаются найти уязвимости и построить такие маршруты покупок, возвратов или оплату услуг, которые потом снова можно вывести в кеш. Проблема существует, но, мне кажется, данное решение проблемы ЦБ и тем более законодатель не поддержат, потому что в попытке борьбы с фродстерами ограничиваются права рядовых граждан: люди теряют, блокируют карточки по разным причинам. У меня недавно была история: я оставил карточку в банкомате, она пропала, и я был вынужден ее заблокировать, а за день до этого я сделал заказ на каком-то маркете. Возврат пришлось сделать на другую карту, потому что той карты просто уже не существует».
Некоторые банки пытаются бороться с кешбэк-мошенничеством сами. Простой и реально работающий способ — отсроченная выплата кешбэков и бонусов, когда вознаграждение по программе лояльности выплачивается только тогда, когда сроки возврата товаров надлежащего качества уже вышли. А если товар с браком, то покупатель тут не виноват.