В России могут вновь начаться проверки IT-компаний. Как к этому относится IT-бизнес?
Мораторий на проверки IT-компаний закончился
Лента новостей
Правительство в конце марта отменило мораторий на проверки компаний, который действовал с 2022 года. По словам представителей ФАС, их сотрудники получили множество жалоб от малого и среднего бизнеса, а также потребителей в сфере IT на нарушения со стороны так называемых цифровых гигантов
Правительство отменило мораторий на проверки компаний в конце марта, напомнил новый глава Счетной палаты России Борис Ковальчук. Отсрочка проверок действовала с 2022 года. Это давало возможность бизнесу сконцентрироваться на основной работе и лишний раз не отвлекаться на контакты с ведомствами.
Как отмечали в ФАС, их сотрудники получили множество жалоб от малого и среднего бизнеса, а также потребителей в сфере IT на нарушения со стороны так называемых цифровых гигантов.
Какими будут проверки и готовы ли к ним сами IT-компании? Вот что рассказывают представители таких организаций.
Гендиректор IT-компании Proscom Антон Мишин:
«Честно говоря, большого беспокойства по поводу этой новости нет. Мы на прямо серьезные проверки попадали, по-моему, пару раз, и то по касательной, когда мы были на субподряде у крупных, прямо совсем крупных IT-игроков. Я как руководитель бизнеса смотрю на это с точки зрения того, что это нормальная практика, понятно, что надо бороться с неким «фродом», который на рынке существует. Где-то у нас запрашивали отдельно документы, где-то у нас серьезные проверки проходили, как в истории, о которой я рассказал, когда мы были на субподряде у крупного системного интегратора, и проверяли всю цепочку создания стоимости. Единственное неудобство, которое здесь есть, — это дополнительные трудозатраты. Мы, опять же, не работаем «всерую» или «вчерную», мы заключаем нормальные договоры, нормально их сдаем, нормально делаем свою работу, поэтому у нас в целом все эти документы есть. Готовить отдельные справки, отдельные объяснения — это неудобство. Сказать, что бизнес подобными проверками «кошмарят», я не могу, у меня бизнес одиннадцатый год уже, и я этих ситуаций не застал. Возможно, когда-то раньше они были, возможно, рынок сейчас боится именно вот такого, что это будет не просто возобновление плановых и внеплановых проверок в нормальном адекватном количестве, а что это будет команда «фас» на активные проверки. Но, если мы просто вернемся к некой ситуации, которая была пять-семь лет назад, ничего страшного для себя я здесь не вижу».
Основатель и генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский:
«Я вообще не понимаю, что может найти проверка, чтобы компания снизила цены. То есть она должна найти какое-то нарушение и потом шантажировать этим компанию? Выглядит очень странно. Мы никогда таким не занимались. Ценообразование исключительно тендерное и конкурентное. Есть лицензионные проверки, в принципе это вполне логично, у нас есть лицензии на внедрение криптозащиты и так далее, у нас много разных лицензий. Я считаю, что, в принципе, это вполне логичные проверки, которые проверяют на укомплектованность штата, на соответствие инструментов. Проверки регулярно бывают, тоже на штаты, на специалистов, на проекты, на просрочки проектов, в принципе система довольно стройная уже».
Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский:
«Анонсированные проверки, как и любые другие контрольные мероприятия, должны заставлять волноваться в первую очередь недобросовестные компании, те, которые наживались на ажиотаже 2022 года, те, которые попытались как-то схитрить и получить гранты, не отчитаться как следует за их результативность. А тем компаниям, которые производят качественный продукт и честно его продают, я думаю, беспокоиться по большому счету не о чем. На самом деле, разобраться с ценообразованием давно пора, но проблема в том, что разбираться с ценообразованием нужно там, где оно регулируется, то есть, может, где-то там в госзакупках и так далее. Ценообразование, когда одна коммерческая организация покупает программное обеспечение или какую-то услугу у другой, явно не предмет для исследования Счетной палаты. А проблемы, которые должна расследовать Счетная палата, — это необоснованное завышение цен при, допустим, поставках в госорганы импортозамещеной продукции, которая за полгода до этого стоила десять рублей, а через полгода стала стоить 100 рублей, вот это как раз предмет разбирательств. И я думаю, что таких разбирательств будет достаточно большое количество, потому что за расходованием бюджетных средств надо следить, надо контролировать и, разумеется, надо наказывать тех, кто необоснованно обогащается на государстве».
В марте ФАС сообщала о планах проверить сервис «Яндекс Такси» из-за нарушений антимонопольного законодательства и доминирующего положения на рынке.
По оценке ведомства, компания занимает 80% рынка в России.