РБК: предсеансное обслуживание снова доступно в кинотеатрах Москвы и других городов
Лента новостей
Ассоциация владельцев кинотеатров призывала поддержать российские фильмы и на месяц полностью отказаться от зарубежных. Каковы итоги?
Пиратские фильмы вернулись на афиши крупных сетей кинотеатров после ультиматума прокатчиков. На это обратил снимание РБК. По его данным, предсеансное обслуживание доступно в ряде кинотеатров Москвы, Петербурга, Хабаровска, Чебоксар и других городов. Среди фильмов «Планета обезьян: Новое царство», «Каскадеры», «Кунг-фу панда — 4», «Дюна: Часть вторая», «Годзилла и Конг: Новая империя».
В начале апреля Ассоциация владельцев кинотеатров призывала кинотеатры поддержать российские фильмы и полностью отказаться от предсеансового обслуживания в период c 18 апреля по 12 мая. Прокатчики пригрозили не давать доступ к легальным фильмам тем сетям, которые практикуют теневой прокат.
В этот период появились три крупные российские картины: военная фантастика «Блиндаж», комедия «Как я встретил ее маму» и фантастика по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Последняя собрала за месяц больше миллиарда рублей. Эта цифра не оправдала ожиданий прокатчиков и кинокритиков.
Апрель оказался очень слабым месяцем, отмечает владелец компании «Люмен», член Ассоциации владельцев кинотеатров России Павел Поникаровский:
Павел Поникаровский владелец компании «Люмен», член Ассоциации владельцев кинотеатров России «В апреле сборы по фильмам были около 2,3 млрд рублей, если сравнить это с мартом, там было 4,2 млрд рублей, это мы не говорим про «серый» прокат, мы говорим только об официальных российских картинах, там было гораздо больше предложения, люди распределялись между разными картинами. Для большинства кинотеатров страны показатель 2,3 млрд общего рынка — это убыток. В первую очередь это связано с тем, что отечественных фильмов было мало и от «Сто лет тому вперед» ждали больших цифр, фильм большой, интересный, ждали, что рекламная поддержка будет соответствующей, народ захочет его посмотреть, но не случилось. К сожалению, никакого красивого, светлого будущего в ближайшие четыре месяца не предвидится. Отечественные продюсеры, так исторически сложилось, не выпускают крупные российские картины в летний период, поэтому, скорее всего, ситуация для кинотеатров в этот период будет очень сложной, возможно, сложнее, чем апрель. Говорить о том, что в нашем королевстве все хорошо, мы пока не можем, нужно, чтобы отечественные производители производили больше контента, он должен быть разный, не только десять миллиардников в году. Нужны еще фильмы, которые собирают 500 млн рублей, 300 млн рублей, их должно быть много, у зрителя появляется выбор, ритмичность похода в кино, когда он ходит не только на крупные премьеры, но и в целом чтобы провести вечер пятницы, четверга. Жить от одного миллиардника к другому миллиарднику не получится в условиях современного кинопоказа. Мы уже пять лет находимся в перманентном кризисе, у всех разная экономическая ситуация, кто-то закредитован, кто-то нет, у кого-то есть резервы. В целом цифры по апрелю, если их можно экстраполировать на летний период, говорят о том, что многие кинотеатры не переживут этот период».
Только отечественного контента недостаточно для рентабельной работы кинотеатров, российскому зрителю не хватает зарубежных новинок, говорит главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:
— Российский зритель, достаточно обеспеченный, значимый на мировом рынке, привык к тому, что он может выбирать из всего набора мирового киноискусства. Сейчас выбор ограничен в связи с позицией зарубежных компаний, поэтому такого выбора уже нет, и зритель с меньшим удовольствием идет в кинотеатры и меньше тратит на развлечения.
— Российский рынок без контента мирового уровня сможет прожить экономически комфортно?
— Прожить может, но он будет меньше по объему, считать это комфортным или нет, не очень понятно. Зритель хочет видеть новинки международных мейджоров, если бы эти новинки были на рынке, рынок был бы значительно больше, кинотеатры работали бы лучше. Но конкуренция повлияла бы на отечественное производство, но проблема в том, что отечественное производство сейчас весьма ограничено, и те вопросы, которые могли бы способствовать замещению, должны были решаться 30 или 20 лет назад, сейчас это невозможно быстро сделать. Если мы производим фильмов в два раза меньше, чем Нигерия, о чем можно говорить?
В начале года министр культуры Ольга Любимова пригрозила санкциями кинотеатрам, которые нелегально прокатывают зарубежные фильмы. После второго и третьего штрафа за такие показы должно следовать закрытие. По ее мнению, закрытие двух-трех кинотеатров всегда отрезвляет отрасль.