Железнодорожные грузоперевозки через территорию России выросли на 44% в I квартале 2024 года
Лента новостей
Тенденция была очевидна еще месяц назад, и, как говорят специалисты, здесь совпали несколько факторов: увеличение объемов торговли между Западом и Китаем, а также между Китаем и Белоруссией, и атаки хуситов на суда в Красном море
Обновлено в 15:02
Транзитные перевозки из Китая в ЕС через территорию России в I квартале 2024 года выросли на 44%, пишут «Ведомости». Причиной эксперты называют в том числе атаки хуситов в Красном море — из-за них пропускная способность традиционного морского коридора Китая сократилась.
Есть и другой фактор: экономисты говорят об увеличении объемов торговли между Западом и Китаем. А о растущем запросе на сухопутный транзит зарубежные СМИ писали еще месяц назад. Поставлять грузы по суше в обход России пока невозможно — для этого нет инфраструктуры. Поэтому услуги РЖД стали для Пекина оптимальным решением. Как отметили в госкомпании, это дороже, но зато в три или даже в пять раз быстрее, чем по морю. В основном из Китая в Европу везут товары народного потребления — те, на которые не действуют западные санкции.
Подробнее о трансроссийских перевозках рассказывает экономист Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов экономист «Бизнес-процессы стремятся вернуться к такому состоянию, в котором они находились до того, как действовали какие-то обстоятельства, прямо или косвенно связанные с геополитикой. События в Красном море, наверное, можно расценить с точки зрения известной поговорки «нет худа без добра». Для России, с одной стороны, рост потока контейнеров через российскую территорию — это заметный положительный фактор. С другой стороны, железные дороги РФ сейчас работают с очень высокой нагрузкой, поскольку произошло сильное смещение фокуса российской международной торговли с западного направления на восточное. Для российских железных дорог это очень серьезный вызов, который потребует, с одной стороны, оперативных мер по увеличению провозной способности, с другой стороны, это повод подумать о расширении пропускной способности железных дорог стратегического характера».
Подробнее о трансроссийских перевозках рассказывает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Тут две причины. Первая причина — это действительно достаточно серьезная, напряженная ситуация с Красным морем, проблемы доставки грузов через Суэцкий канал. А учитывая, что через Суэцкий канал за год проходит, по последним данным, где-то 1,3 млрд тонн грузов, понятное дело, что на европейский товарооборот это оказывает достаточно серьезное влияние. И вот этот обход Африки через мыс Доброй Надежды увеличивает сроки доставки, хотя и незначительно, но все равно увеличивает стоимость доставки и не добавляет, самое главное, скажем так, стабильности расписанию. Это очень важный параметр, KPI. Для Европы есть альтернативный маршрут, который проходит транзитом через территорию России и через Казахстан. В первую очередь через Казахстан, потому что еще до начала СВО 80% грузов, следующих на Европу транзитом, шли через Казахстан, потом уже Россия, Белоруссия, то есть не через Забайкальск. Вторая причина, на мой взгляд, это низкая база. Дело в том, что в 2022 году транзит грузов через территорию нашей страны упал примерно на 35-36%, как раз-таки вследствие СВО. Очень многие европейские компании отказались ехать железнодорожным путем, а стали чаще использовать морские перевозки. И это понятно было, потому что фрахты морских перевозок значительно снизились в 2022 году. Сейчас мы видим обратное движение».
По данным китайских коллег, транзитные перевозки в Европу выросли по сравнению с 2023 годом на 20-30%. Цифры могутотличаться от наших, но тренд очевиден. При этом в последнее время изменилась структура обратного транзита: теперь Россия перевозит в Китай не грузы из ЕС, а товары из Белоруссии и других дружественных стран.