16+
Понедельник, 22 апреля 2024
  • BRENT $ 86.95 / ₽ 8125
  • RTS1173.68
28 февраля 2024, 15:12 Право

Госдума приняла закон о запрете рекламы у иноагентов

Лента новостей

Эти поправки запрещают рекламу самих ресурсов иноагентов. Решение приняли единогласно, авторами закона стали 395 депутатов Госдумы

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Госдума приняла в окончательном третьем чтении закон о запрете рекламы у иноагентов. Эти поправки запрещают рекламу самих ресурсов иноагентов. Решение было принято единогласно, авторами закона стали 395 депутатов Госдумы.

Согласно положениям закона гражданам и компаниям запрещается размещать рекламу на любых платформах иноагентов, в том числе в блогах, на сайтах, в соцсетях. А иноагентам в свою очередь запрещается рекламироваться в СМИ и на интернет-ресурсах. За нарушения будут назначаться штрафы до 50 тысяч рублей для физических лиц и до 500 тысяч для юрлиц. За неоднократные нарушения может грозить уже до двух лет лишения свободы по уголовной статье. Теперь закон поступит на рассмотрение Совета Федерации, а затем — на подписание президентом. Комментирует советник юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Артем Рубанов:

— Данные поправки — последовательный шаг, развивающий ответственность, которая была ранее принята и установлена в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. То есть сейчас нормы закона о нежелательных организациях были перенесены в том числе на иноагентов. Стоит ожидать, что запрет будет тотальный, это сигнал для рекламодателей и распространителей рекламы, что при малейшем индикаторе того, что может возникнуть ответственность за размещение такой информации, лучше не принимать в работу эту рекламу и не развивать отношения с теми лицами, у которых есть пометка «иноагент». Соответственно, это не резкий сюрприз, потому что, по сути, сейчас эти дополнения внесены в закон о рекламе, в закон о СМИ, но так как ответственность была установлена и раньше, этот шаг был достаточно ожидаемым.

— Пользователи соцсетей после этого закона могут пострадать. К примеру, в списке иноагентов Борис Гребенщиков, грубо говоря, пользователь соцсети пишет: «Сегодня вышел новый альбом Бориса Гребенщикова». За это он может попасть под этот закон?

— Ни в коем случае, речь идет больше о профессиональных игроках, об организациях, рекламодателях, чтобы пресечь массовый охват распространения информации от иноагентов. Частных случаев это не будет касаться, а если и будут происходить такие случаи, то они будут, наверное, исключением и сбоем в системе, который будет пресекаться.

У иноагентов остается, по сути, два варианта — либо опираться только на иностранное финансирование, от юрлиц, официально оформленных за пределами России, либо просить донаты и пожертвования от зрителей и подписчиков, однако здесь возникают правовые риски уже для таких спонсоров.

Российские компании, которые рекламировались у иноагентов, а это были онлайн-курсы, магазины, службы психологической помощи, медцентры и другие рекламодатели, вероятно, вовсе прекратят работать с иноагентами. Во всяком случае, на первое время, пока не станет понятно, как пойдет правоприменительная практика. Говорит адвокат Александр Глушенков:

Александр Глушенков адвокат «Тем, кто действительно продолжает вести свои ресурсы, размещать свои материалы, для них эта норма будет очень важна, и будет важно соблюдать это требование. Любая реклама в таком случае будет попадать под ограничение. Разместить рекламу будет невозможно, за нее предусмотрен штраф и так далее. И я думаю, никто из рекламодателей уже сам не будет связываться с такими ресурсами. Конечно, остаются возможности либо просить донаты или какие-то пожертвования куда-то, не важно как, то есть такая возможность остается. Хотя нельзя исключать и другую опасность этого, что пожертвования в пользу таких лиц, которые считаются иноагентами, сами по себе могут быть расценены как способствование деятельности иностранного агента и уже нести другую ответственность. Поэтому с этим очень и очень скользкая ситуация, и я бы не рекомендовал таким образом участвовать в спонсировании деятельности таких ресурсов».

Цитирование в СМИ выдержек и цитат иноагентов все также не будет являться их рекламой, заявили ранее в Госдуме. Главное, чтобы не было цели прорекламировать ресурсы иноагентов и увеличить их аудиторию.

К проекту закона были вопросы — например, кандидат в президенты от «Новых людей» Владислав Даванков указывал на то, что есть организации, которые, будучи иноагентами, платят налоги и трудоустраивают персонал. А новый закон может подвести их на грань закрытия.

Есть и первые реакции от иноагентов: журналист Катерина Гордеева, признанная иноагентом, сообщила, что теперь приостанавливает свой проект «Скажи Гордеевой».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию