16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
15 февраля 2024, 01:22 Политика

Китай не хочет поддаваться санкционному давлению. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Китай называет намерение ЕС ввести ограничения в отношении трех китайских фирм, которые ЕС считает помогающими России обходить санкции, незаконным и примет меры для защиты прав и интересов китайских предприятий. В прошлом году ЕС уже пытался включить в санкционный список пять компаний из КНР, но отступил под давлением Пекина. Во второй заход вряд ли отступит, полагает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Китай заявил, что решительно выступает против «незаконных санкций» в ответ на предложение Европейского союза ввести торговые ограничения в отношении трех китайских фирм в рамках усилий по блокированию обхода антироссийских мер, об этом пишет агентство Bloomberg. «Китайские и российские предприятия осуществляют нормальные обмены и сотрудничество, они не нацелены на третьи стороны и не должны подвергаться вмешательству или влиянию третьих сторон», — заявили в ответ на это в МИД Китая, пригрозив «принять необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов китайских предприятий». О чем идет речь?

Попытки подремонтировать отношения, предпринятые в прошлом году Пекином и Брюсселем, лишь приостановили дальнейшую деградацию, но не обратили ее вспять. Важным событием стал саммит ЕС — Китай в декабре. Тем не менее Брюссель продолжает неспешное расследование на предмет соблюдения правил конкуренции в отношении китайских электромобилей, а Пекин начал «асимметричное» антидемпинговое расследование в отношении алкогольной продукции ЕС. Нидерланды в прошлом году нехотя подчинились давлению со стороны США, с тем чтобы ограничить поставки в Китай оборудования для производства микросхем компании ASML Holding NV, дабы затормозить процесс создания Китаем собственных новейших чипов не хуже тайваньских.

Сейчас вновь поднят вопрос вторичных санкций. После того как Джо Байден в конце прошлого года подписал указ, позволяющий вводить таковые против компаний — нарушителей антироссийского эмбарго, активизировались и в Европе, намереваясь включить в 13-й пакет, приуроченный ко второй годовщине начала СВО, ряд компаний третьих стран. В предварительном черном списке ЕС три фирмы с материкового Китая, одна из Индии, несколько компаний из Гонконга, Казахстана, Таиланда, Турции, Сербии и ОАЭ.

В прошлом году ЕС уже пытался включить в санкционный список пять компаний из КНР, но отступил под давлением Пекина. Во второй заход вряд ли отступит. Это накладывается на уже имеющийся негативный информационный фон, согласно которому целый ряд банков Китая и Турции отказываются проводить платежи с российскими контрагентами. Начались эти проблемы как раз в конце прошлого года.

Выражение «как по команде» будет тут не лишним. Американские чиновники, курирующие санкции, поспешили начать выполнять упомянутый указ Байдена. К примеру, директор департамента Минфина США по финансовым преступлениям Андреа Гакки посетила недавно Гонконг, чтобы надавить на китайские и гонконгские банки и заставить их следовать американским санкциям. На встречу с ней вызвали топ-менеджмент Банка Китая, Индустриально-коммерческого банка Китая и ряда других ведущих, а также представителей дочерних ведущих западных банков, представленных в регионе. По просочившимся сведениям, чиновница Минфина США порой не очень четко могла конкретизировать требования к банкам — куда именно надо смотреть еще тщательнее. Проще говоря, давление Вашингтона направлено на то, чтобы банки отказывались от всех сделок, связанных с Россией, не вникая особо в санкционные детали и таможенные коды. Хотя публично это не говорится.

Гонконг привлек к себе внимание санкционеров еще в прошлом году, когда появились данные о важной роли этой особой территории Китая в снабжении России чипами и новейшей электроникой. Только за первую половину прошлого года (более свежих данных нет) из Гонконга в РФ было поставлено микроэлектроники на 528 млн долларов, включая продукцию филиалов ведущих западных производителей, таких как Texas Instruments, Analog Devices, Xilinx, STMicroelectronics и Intel. В какой-то момент по этим позициям Гонконг обошел материковый Китай по поставкам в Россию.

Роль активных «подсказчиков» санкционерам на тему, кого искать и наказывать и по кому бить, взяла на себя Киевская школа экономики и небезызвестная «Группа Ермака — Макфола». По состоянию на октябрь прошлого года Россия смогла импортировать так называемые критические компоненты, необходимые в ходе военных действий, на 22 млрд долларов. Под этими товарами санкционеры подразумевают микрочипы, коммуникационное оборудование, компьютерные компоненты, подшипники и трансмиссионные валы, навигационные и сенсорные устройства. Из них «высокоприоритетных компонентов» было поставлено на 9 млрд долларов. По сравнению с довоенным временем падение импорта все же наблюдается — на 29% и 10% соответственно. Однако доля такой американской продукции идет на втором месте после китайской. 19% и 27% соответственно.

Разумеется, все это раздражает архитекторов санкций. Они будут усиливать давление на Китай. Однако все же объем российско-китайской торговли, достигший в прошлом году 240 млрд долларов, — это уже слишком существенная величина, чтобы Пекину ею было бы легко пожертвовать. Навязать странам, находящимся вне коллективного Запада, такой же санкционный режим, какой приняли для себя евроатлантические союзники, вряд ли в итоге удастся. Даже член НАТО Турция шагает не в ногу. Пока, по крайней мере. Кстати, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков дал понять, что то ли отмененный недавно, то ли отложенный на май визит Путина в Турцию все же может состояться раньше, даже до президентских выборов. В принципе ситуация такова, в том числе с платежами через турецкие банки и зачастившими в Анкару американскими чиновниками, что надо бы съездить, наверное.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию