16+
Пятница, 12 апреля 2024
  • BRENT $ 90.87 / ₽ 8516
  • RTS1163.33
14 февраля 2024, 14:06 Стиль жизниКино

Российские кино и анимация в 2023 году собрали 17,6 млн долларов в заграничном кинопрокате

Лента новостей

Сборы выросли до таких показателей впервые за четыре года. Каковы причины кассового успеха российского кинематографа за рубежом?

Фото: кадр из кинофильма «Капитан Волконогов бежал»

Впервые за четыре года выросли сборы российских фильмов за рубежом. За 2023 год отечественные кино и мультфильмы собрали 17,6 млн долларов в заграничном кинопрокате, что почти на 3% больше, чем годом ранее. При этом положительная динамика по этому показателю отмечается впервые с 2020 года, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные «Бюллетеня кинопрокатчика».

Наибольшую кассу российским фильмам принесла Франция, там сборы составили более 2 млн долларов. Правда есть одно «но» — большую часть этой суммы составила кинопродукция российско-французского производства, снятая до февраля 2022 года. Например, драма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», собравшая более миллиона долларов, и картина режиссеров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». Оба фильма в российский прокат не вышли.

Еще в топ прибыльных для отечественного кино стран вошли Мексика, Перу, Южная Корея и Болгария. Продолжают расти сборы российских фильмов в странах северной Африки и Ближнего Востока. О причинах кассового успеха российского кинематографа за рубежом говорит главный редактор портала «Зумфильм» Александр Голубчиков:

Александр Голубчиков главный редактор портала «Зумфильм» «Голливуд практически перестал поставлять контент на мировые рынки, и именно с этим связано то, что на всех международных кинорынках возник повышенный интерес к альтернативному контенту. Поэтому на всех рынках интересуются не только российским кино, но и азиатским кино, европейским кино, потому что кинотеатрам сейчас что-то нужно показывать, и кинотеатрам, и онлайн-кинотеатрам, площадкам, контентный голод надо чем-то заполнять. Нынешний рост интереса к российскому кино не столько связан с тем, что российское кино стало выдающимся за эти три года, всех цепляет только то, что мы продолжаем снимать кино, и это кино оказывается достаточно качественным, зрительским и в какой-то степени универсальным, по крайней мере что касается анимации. Именно это интересует зрителя, потому что смотреть нечего. Мы видим, что на сегодняшний день в Голливуде все, что создавалось, проваливается, потому что зритель устал от этого контента. Исключение составляет «Барби» и «Оппенгеймер», которые в прошлом году выстрелили, а международное кино как раз показывает новые грани, и по этой причине в том числе российское кино оказалось в интересном фокусе. Что касается дистрибуции, то проблема продажи отечественного кино на европейские рынки стоит очень остро. Сегодня мы считаем, что для нас европейский и американский рынок закрыт, но есть латиноамериканский рынок, который по-прежнему открыт, и, как мы видим, сейчас там неплохие сборы. Мы расширяем дистрибуцию отечественного кино на Ближний, Средний и Дальний в каком-то смысле тоже Восток, поэтому, если нам удастся условно договориться с Ираном, как мы договорились с Саудовской Аравией и с Эмиратами о дистрибуции, то мы получим большой рынок».

С 2022 года главным экспортным жанром стала анимация, и за прошлый год тренд подтвердился. В топ-10 кино и мультфильмов по сборам за 2023 год вошли сразу семь анимационных картин. Лидером стал мультфильм «Коты Эрмитажа», касса которого составила почти 5 млн долларов, превысив сборы в России. В десятку попали анимационные ленты «Кощей. Похититель невест» и «Большое путешествие. Специальная доставка». Комментирует кинокритик, историк анимации Павел Шведов:

Павел Шведов кинокритик, историк анимации «Видимо, российские мультипликаторы за годы развития индустрии в стране все-таки достигли тех высот, тех возможностей раскрытия историй на широкую аудиторию, что даже в негативном контексте фильмы из РФ способны преодолеть эту охлажденную позицию дистрибьюторов, прокатчиков за рубежом и все-таки возбудить их сердца. Фильмы попадают в зарубежный прокат, я сам был свидетелем этому, когда ездил по зарубежным фестивалям прошлого года и видел, что в обычном кинопрокате можно встретить фильмы из России. Фильмы, которые не являются, может быть, шедеврами кинематографического искусства, фильмы, которые созданы именно для широкого зрителя, они показываются, но доказывают эту витальность российского кино и российской анимации независимо от политических предпочтений той или иной страны. Российская анимация перешла из состояния исключительно авторских высказываний в состояние индустриального кино — это факт. В России снимается большое количество сериалов и полнометражного кино, которое успешно внутри страны и потенциально успешно за рубежом, и это уже говорит о том, что в национальной анимации в России конкретно способны создавать такие проекты, которые будут успешны на зарубежном рынке в том числе, независимо от того, что происходит с контекстом. Анимация в этом смысле, наверное, проще превозмогает проблемы взаимоотношений между странами, потому что кажется, что анимация вне политики».

По мнению экспертов, возврат к прежним рынкам дистрибуции — в Китай, Европу и США — маловероятен. Связано это не только с геополитическими проблемами, но и с изменениями в индустрии. В частности, в КНР за прошлый год сборы у зарубежных картин были значительно меньше, чем у фильмов местного производства. По итогам 2023 года в Китае в топ-10 не оказалось ни одного голливудского релиза.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию