16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
26 декабря 2023, 20:35 Компании

Интернет-магазины готовятся расчищать «полки» под российскую электронику

Лента новостей

По данным СМИ, ретейлеров ждут квоты на ассортимент и требования по появлению отечественных товаров в выдаче. Поддержит ли это отечественного производителя и какие могут быть последствия у такой меры?

Фото: Константин Колосов/Фотобанк Лори

Документ, получивший известность как «законопроект о российской полке», обсуждается с весны. Изначально, как писали тогда «Известия», речь шла о широком спектре непродовольственных товаров, но только в офлайн-магазинах. К осени та же газета сообщила, что меры могут распространить и на интернет-торговлю, причем отечественные товары должны будут занимать не менее 50% ассортимента или первые 50 позиций в поисковой выдаче.

В октябре «Ведомости» писали, что Минэк счел требования в отношении онлайн-ретейла «нереализуемыми», но, как утверждает теперь газета «Коммерсантъ», документ продолжил движение по инстанциям. По данным издания, мера должна затронуть конкретно электронику, а квоты и группы товаров будут определены позднее, но речь идет о продукции, которая «в достаточном объеме производится в стране». Об уже доступном ассортименте рассказывает представитель группы «М.Видео — Эльдорадо» Андрей Петров:

Андрей Петров представитель группы «М.Видео — Эльдорадо» «Мы уже продаем технику и электронику конкретных российских брендов, производимую на территории нашей страны. Можем отметить, что они успешно конкурируют с зарубежными торговыми марками. Кроме того, в разных сегментах у нас широко представлены товары российских торговых марок, которые производят технику за рубежом. Российская техника наиболее широко представлена в крупной бытовой технике для дома и кухни — это средний ценовой сегмент — холодильники, морозильные камеры, плиты, стиральные машины и другая подобная техника. Кроме того, в России активно в этой категории развивают локальное производство китайские и турецкие бренды. Таким образом, можем отметить, что доля крупнобытовой техники, произведенной в России, находится на достаточно высоком уровне, и влияние импортных товаров не так велико. В цифровой технике также растет интерес к отечественным маркам, увеличивается число брендов. Например, в ноутбуках в третьем-четвертом кварталах в наших сетях доля российских брендов, производящих устройства за рубежом, составила порядка 10%, это в три раза больше, чем годом ранее. Спросом также пользуются, например, российские операционные системы, а также офисные пакеты».

Предполагается, что обязательная «полка» будет не только российской, но и белорусской. Также туда должны поместиться товары российских компаний, производящих технику за рубежом, — что именно это за бренды, не вполне ясно. Без некоего контроля это может стать лазейкой для любой электроники: купил готовый ноутбук в условном Китае, переклеил этикетку — и добро пожаловать на привилегированную полку. К тому же такие марки-однодневки могут усложнить выбор потребителям — товар вроде российский, а на деле комп в мешке. Своими оценками делится президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) «Понятно, что если вы забьете [в поиск] iPhone или еще какое-то иностранное слово, будь то техника или элемент одежды, скорее всего, простой поисковый режим не сможет вам выдать этих позиций, потому что их в России просто не производится. Вот как только мы начинаем вмешиваться в поисковый алгоритм и предлагать клиенту то, что он не ищет, мы очень сильно ухудшаем клиентский путь. Пользователи просто будут отказываться от онлайн-канала для приобретения товаров, потому что они всегда там будут получать то, чего они не искали. Им будут предлагать то, чего они не хотели там найти. В целом мы считаем, что нужно поддерживать российские товары, российское производство, но это делать можно другим способом, например, организовывая на сайтах интернет-магазинов специальные разделы, где будут собраны российские товары, давать возможность поиска по стране производителя. Вот тогда те клиенты, которым действительно будет интересен российский ассортимент, уверен, что с радостью его посмотрят. У нас уже есть такая практика на большом количестве площадок мы практиковали такие подходы, они действенно работают».

Принудительное повышение товаров в выдаче не может не быть спорной мерой. С одной стороны, поисковые алгоритмы ретейлеров по умолчанию заточены на то, чтобы максимально быстро приводить покупателя к желаемому товару. И если в какой-то категории товаров российские бренды сами не занимают первые строки, значит, сами же россияне предпочитают альтернативы, будь то по цене или по качеству. С другой стороны, в ситуации санкций логично поддержать внутреннего производителя, дабы в какой-то перспективе он все же породил достаточно привлекательные товары, чтобы их не нужно было запихивать в топы насильно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию