В США приняли рекордный оборонный бюджет
Лента новостей
По факту оборонный бюджет на 2024 финансовый год лишь на 3% выше, чем в прошлом, но примечательным является то, что принят он был с большим запозданием: финансовый год в США начинается 1 октября
Обновлено в 20:42
Президент США Джо Байден утвердил оборонный бюджет на 2024 год в размере 886,3 млрд долларов, это на 3% больше, чем в прошлом финансовом году. Reuters назвало сумму рекордной.
В бюджете заложено выделение 800 млн долларов на поддержку Украины. Кроме того, документ предусматривает повышение заработной платы военнослужащим более чем на 5%, запрет на закупку аккумуляторов у ряда компаний из-за потенциальных угроз безопасности, а также укрепление партнерства США и Тайваня для «улучшения оборонных возможностей» региона и содействия мирным отношениям с Китаем.
Кроме того, принятый военный бюджет предусматривает расширение полномочий внешней разведки США.
Финансовый год в США начался в октябре. О том, почему бюджет принимается только сейчас, рассказывает главный научный сотрудник института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев:
— Это связано с полным расстройством бюджетного процесса в США. Бюджетный процесс США начали 1 октября в 2024 финансовый год без бюджета. В Америке есть такое понятие, как ассигнование, — законопроект об ассигновании, таких 12 штук. Они иногда пересекаются, оборонный бюджет из них выделяется. И поэтому сейчас как раз, поскольку федеральное правительство до 19 января будет финансировано по временной схеме, то сейчас как раз уже двинули вперед эти отдельные составляющие элементы в бюджет, среди которых военный бюджет самый главный — это несущая конструкция, который, в общем, и приняли тогда, когда уже, может быть, конгресс более-менее определится с тем, каким образом будет выглядеть окончательная конфигурация бюджетных расходов и доходов в 2024 году. Плюс к этому были еще политические проблемы, они были связаны с тем, что республиканцы, как ни странно, выступали не против военных статей расходов, а против социальных особенностей — расходы на аборты, ряд других, трансгендерные расходы, — что и вызвало тоже очень большую полемику. Республиканцы и воспрепятствовали принятию бюджета в сентябре или в августе. Но сейчас эти проблемы каким-то образом утрясли. Оборонный бюджет всегда принимался по горячей линии, автоматически, но сейчас, когда Америка участвует в двух войнах прямо или косвенно, плюс напряженность в Индо-Тихоокеанском регионе — все это заставляет сегодня США принимать этот бюджет, возможно, даже с какими-то проблемами, относящимися уже непосредственно к структуре военных расходов. Но главное — вселить уверенность в американских военнослужащих, что они получат довольствие и что Пентагон — это приоритет номер один.
— А означает ли принятие бюджета в таком виде, что стороны договорились по поводу поддержки Украины?
— Ни в коем разе. 800 миллионов — это, так сказать, регулярные расходы, а то, что запрашивала администрация, — это дополнительные расходы. И вот здесь как раз эти дополнительные расходы, они сюда не входят.
800 миллионов долларов на поддержку Украины в оборонном бюджете США — это много или мало? И на что могут быть потрачены эти средства? Мнение военного эксперта, основателя портала Military Russia Дмитрия Корнева:
Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «800 млн долларов — это много. Но если мы это разделим на 12, то мы получим 66 млн в месяц. Напомню, что в последние месяцы, в последние полгода, Украина получала транши в 120 млн долларов, в 200 млн долларов, 150 млн и так далее. Вероятно, эти суммы делились не ровно в месяц, возможно, они бились раз в два месяца, но тем не менее это, на самом деле, не очень большие деньги, этих денег хватит только для закрытия потребностей ВСУ в боеприпасах. Возможно, сюда войдет то, что США просто могут поставлять, то есть ракеты для комплексов HIMARS, простые ракеты, имеются в виду JLSM, может быть, войдут какие-то высокоточные ракеты в небольших очень количествах, артиллерийские снаряды 155 миллиметров, скорее всего, они тоже сюда войдут, обмундирование. Может быть, ракеты AMRAAM для комплексов NASAMS — это ПВО. Может быть, какое-то количество ракет для комплексов Patriot. Все это достаточно дорогое удовольствие, и на самом деле 800 млн — это не так много, когда мы говорим о таких высокотехнологичных поставках. Киев, конечно же, будет рад любой помощи, безусловно, но, я так думаю, они ждут принятия Конгрессом США большой программы помощи как для Израиля, в размере нескольких миллиардов долларов, на 2024 год. Это не смогло состояться до рождественских каникул, но с большой вероятностью попытки протолкнуть законопроект об этой помощи будут продолжаться после рождественских каникул. Обеспечить ВСУ тем, что ВСУ хотели бы получить в 2024 году, за счет этих 800 млн не получится, это исключительно поддерживающие поставки».
The New York Times пишет, что Москва по дипломатическим каналам передает сигналы о готовности к переговорам по Украине. Об этом рассказали изданию американские чиновники и бывшие российские чиновники, близкие к Кремлю. По их словам, с сентября Россия намекает на готовность к перемирию, которое остановит бои на текущих позициях. Собеседники отмечают, что в Москве сейчас видят подходящий момент для переговоров: контрнаступление Украины провалилось, поддержка Запада сокращается. Комментирует политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Путин публично несколько раз уже заявлял, что Россия не отказывается от переговоров, и всякий раз непременно добавлял: но на наших условиях. В том числе произносилась формула «надо Украине признать новые территориальные реалии». На этих условиях Россия готова к переговорам. Рассуждения The New York Times говорят о том, что они не очень хорошо считывают современную российскую политическую риторику. Все открыто говорилось, поэтому можно не ссылаться ни на каких чиновников, которые говорят фактически то же самое. В переговорах должны участвовать две стороны, а вторая сторона на таких условиях участвовать не хочет и в обозримом будущем, видимо, не собирается. В данном случае эти приглашения ничем не кончатся. Что касается того, с кем вести переговоры, то в Москве видят, что переговоры имеет смысл вести не с Киевом, а с Вашингтоном. С Вашингтоном, и если захотят приехать какие-то европейцы, пусть приезжают. Вашингтон пока тоже не хочет вести переговоры на таких условиях и тоже публично заявляет такую формулу: «Мы Украину к переговорам не толкаем, вести за ее спиной переговоры не будем. Если она сочтет их нужными, то пусть ведет». В кулуарах американцы могут украинцам что-то там намекать, дескать, не созрели ли вы еще? Наверное, так обстоит дело в настоящий момент. Если всю эту словесную шелуху отбросить, то готовности к переговорам нет пока ни с одной стороны, и я думаю, что в ближайшее время не появится».
Как пишет The New York Times, Россия «твердо перехватила инициативу на большей части» зоны конфликта с Украиной. Издание отмечает «недавние продвижения» российских войск возле Авдеевки, Купянска, Бахмута и Марьинки. Украинский депутат заявил изданию, что ВСУ теряют территории.
На этом фоне Киев рассматривает необходимость мобилизации до 500 тысяч солдат в 2024 году.