16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
20 декабря 2023, 15:45 Право

Беспрецедентное дело: в России адвоката обвинили в разглашении налоговой тайны

Лента новостей

Адвокат Елена Лосева озвучила в суде сведения из налоговой в рамках дела о коммерческом споре в Астраханской области, за что ее вывели из арбитражного процесса

Фото: Elnur/Фотобанк Лори

Обновлено в 19:45

В России впервые обвинили адвоката в разглашении налоговой тайны. Это разглашение произошло прямо на суде, пишет газета «Коммерсантъ».

По версии следствия, цепочка событий была такая. Адвокат Елена Лосева представляла интересы клиентов в коммерческом споре в Астраханской области. Чтобы проверить версию оппонентов-истцов, она запросила документы в местной налоговой, получила отказ и посоветовала клиентам обратиться в управление Следственного комитета. Следователи провели проверку и направили уже свой запрос в налоговую. Ответ они получили, а затем каким-то образом документы оказались у адвоката, и данные оттуда были озвучены в зале суда.

Позже Елена Лосева вынужденно выбыла из арбитражного процесса по делу о разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, ей грозит до пяти лет лишения свободы.

Следствие считает, что Лосева была в сговоре с одним из следователей и так получила эти документы. Поэтому по делу проходит еще и следователь. Дело беспрецедентное, адвоката пытаются привлечь за обычную законную работу, считает адвокат, кандидат юридических наук Александр Карабанов:

Александр Карабанов адвокат, кандидат юридических наук «Адвокат в рамках заключенного соглашения, в рамках обеспечения защиты своего доверителя по уголовному или гражданскому делу имеет возможность затребовать ту информацию, которая ему нужна, из государственных органов путем направления официальных адвокатских запросов, что предусмотрено законом. В случае если та или иная организация ему не отвечает, адвокат имеет право воспользоваться другим инструментом, заявляется ходатайство следователю или суду для изъятия той или иной информации. Если эта информация получена законным путем, была оглашена в суде в официальной процедурной части, это никаким образом нельзя расценивать, что эта информация была каким-то образом доведена до третьих лиц и разглашена. Я считаю, что в действиях данного адвоката нет состава преступления, необходимо ставить вопрос перед вышестоящим органом, чтобы отменить это незаконное решение. Решение беспрецедентное, имеющее отношение для адвокатского сообщества, это в корне мешает защите, и это ужасный прецедент, который скажется на всей персональной деятельности. Так что в данном случае надо бороться и отстаивать интересы адвоката».

Подобные дела редко, но случаются, и коллегии адвокатов всегда стараются защитить коллег, говорит российский адвокат Андрей Гольцблат:

— Есть три части 183-й статьи. Первая — это сбор незаконной информации. Вторая часть — это публичное распространение незаконно собранной информации. И третья часть — это то же самое, но группой лиц. И поскольку пишется, что у нее часть третья, значит, группой лиц. Если следствие докажет и действительно будет доказано, что эта информация была получена незаконно, публично распространялась за пределами уголовного дела и не требовалась для выполнения защитником своих профессиональных обязанностей, тогда надо смотреть. Если же это было в рамках уголовного дела и эта информация нужна была защитнику для выполнения своих профессиональных обязанностей, для оказания услуг по защите своего доверителя, в том числе в суде, тогда это все выглядит очень странно.

— Насколько часто адвокатское сообщество остро реагирует на какие-нибудь приговоры или предъявление обвинений, то есть часто ли это бывает, чтобы корпорация вступалась?

— Это бывает не часто, но и не редко. Случаев много, когда действительно адвокатское сообщество вступалось за адвокатов, в отношении которых были так или иначе применены какие-то меры процессуального воздействия или административного, даже уголовного, и носили, скажем так, совсем не правовой характер. И это хорошо, что адвокатское сообщество России по-прежнему готово сплотиться и противостоять незаконным действиям.

Подобные дела редко, но случаются, и коллегии адвокатов всегда стараются защитить коллег. О подоплеке дела Лосевой говорит председатель президиума Межреспубликанской коллегии адвокатов, зампредседателя комиссии совета Адвокатской палаты Москвы по защите прав адвокатов Роберт Зиновьев:

Роберт Зиновьев председатель президиума Межреспубликанской коллегии адвокатов, зампредседателя комиссии совета Адвокатской палаты Москвы по защите прав адвокатов «Мне кажется, что эта ситуация с ее уголовным преследованием — типичная демонстрация того, как наши правоохранительные органы устраняют принципиальных, успешных адвокатов, которые, с их точки зрения, мешают их нормальной деятельности. Явная незаконность, с моей точки зрения, возбуждения уголовного дела и преследования. Напомним, наша коллега Елена Лосева успешно участвовала в арбитражном деле, при этом она выиграла иск, связанный, по сути, с рейдерским захватом. Она изобличила противную сторону в фальсификации документов. Но, как оказалось, за время спора противная сторона сумела завладеть, пока владела, точнее, этим крестьянским хозяйством, продать один из важнейших активов — водопровод — стоимостью порядка 40 млн рублей. Появилось, чем мотивировать силовиков, которые могут тебя поддержать и защитить в проигранной ситуации. Лосева пыталась добиться возбуждения уголовного дела, ей это не удается. Вот с трудом удалось добиться проведения доследственной проверки, которая тянется очень долго, до сих пор дело не возбуждено. И более того, в рамках этой проверки сейчас назначена экспертиза, третья по счету, которая поручена кому вы бы думали? Управлению ФСБ по Астраханской области. Вот, собственно, истинная подоплека. Ситуация абсурдна, поскольку имеется популярное разъяснение Федеральной налоговой службы 2021 года, где прямо указано, что участникам судопроизводства разрешается разглашение сведений, персональных данных, составляющих налоговую тайну».

По делу Елены Лосевой провели экстренные заседания комиссий по защите прав адвокатов при адвокатских палатах Астраханской области, Москвы и Московской области. В обращении к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину уголовное преследование Лосевой называется «преступным посягательством на адвоката в связи с осуществлением им профессиональной деятельности».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию