16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 89.94 / ₽ 8461
  • RTS1155.46
24 мая 2023, 23:56 Стиль жизниКультура

Вокруг передачи «Троицы» Андрея Рублева развернулись споры. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Происходящее вокруг иконы «Троица», которую специалисты единодушно приписывают кисти Андрея Рублева, окружено некоторым ореолом таинственности. Таинственность эта носит не столько сакральный характер, сколько политический

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль обсудит с экспертами вопросы, связанные со сроками передачи иконы «Троица» из Третьяковской галереи в РПЦ. Так он прокомментировал информацию о том, что эти сроки могут быть сдвинуты из-за необходимости подготовить для нее оптимальные условия хранения. На вопрос, было ли президенту доложено о состоянии иконы до подписания указа о ее передаче РПЦ, Песков ответил, что в Кремль таких экспертных заключений до этого не поступало. Ранее эксперты на заседании в Третьяковской галерее пришли к выводу, что состояние «Троицы» пока не позволяет ее вывезти из Третьяковки. «В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника», — говорится в протоколе заседания. Так что происходит с иконой?

Сообщение о «возвращении» иконы РПЦ появилось 15 мая на сайте Московского патриархата РПЦ. Там сказано, что президент России Владимир Путин принял такое решение в ответ на многочисленные просьбы верующих. Также сообщалось, что по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла образ будет выставлен в храме Христа Спасителя на протяжении одного года, после чего икону передадут в ее историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там она хранилась до Октябрьской революции, после которой она была национализирована, а в 1929 году передана в Третьяковку.

На сайте РПЦ не сообщалось, в какой форме было оформлено решение президента. Позже появились сообщения, что это было оформлено указом. Однако до настоящего момента текст этого указа не опубликован для ознакомления широкой общественности. Можно предположить, что указ был секретным, — хотя почему он в данном случае должен быть секретным, если власть идет навстречу «многочисленным просьбам верующих»? Либо же распоряжение президента было оформлено в иной юридической форме. Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, был ли Путин ознакомлен с мнением светских экспертов о печальном состоянии иконы, во-первых, сказал, что такого экспертного заключения президенту не поступало, во-вторых, он не стал отрицать наличия некоего указа на сей счет, а также дал понять, что речь идет лишь о сроках передачи, но не о ее отмене в принципе, что бы там эксперты теперь ни сказали.

В отсутствие в широком доступе текста документа, на основании которого икона передается РПЦ — причем доподлинно неизвестно, в собственность ли, либо на хранение, временное или постоянное, — представители культурной общественности начали сначала осторожно, а потом все более смело высказывать сомнения относительно целесообразности такого решения. По нынешним временам это само по себе удивительно. Не всякий чиновник осмелится открыто перечить распоряжению главы исполнительной власти. Не то что даже не всякий, а вообще никакой.

Примечательно, что публичные сомнения в том, что икона выдержит переезд и будет надлежащим образом содержаться, выразили представители Третьяковской галереи. В феврале этого года ее возглавила новый директор Елена Проничева, ранее директор Политехнического музея. Она является дочерью Владимира Проничева, бывшего главы пограничной службы ФСБ России. Опасения в том, что икона Рублева «может быть просто утрачена, может развалиться на части», высказала вслух и недавно назначенная директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева

С открытым письмом к министру культуры выступили члены Ассоциации искусствоведов. Однако сам Минкульт продолжает хранить молчание по данному вопросу. А официальный представитель Кремля говорит, что там «очень внимательно относятся к обеспокоенности общественности и будут изучать детали».

Реакция самой РПЦ на этом фоне остается довольно противоречивой. С одной стороны, глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству протоиерей Леонид Калинин говорит, что в РПЦ считают «преувеличенными» опасения музейщиков. По мнению Калинина, надо выполнять благословения патриарха и решения президента. «Решения руководства не обсуждаются, они выполняются — всеми законопослушными гражданами. И задача профессионального сообщества — выполнить их достойно», — по-армейски выразился священник.

С другой стороны, тот же Калинин допускает, что если патриарх Кирилл сочтет нужным, то 4 июня в храме Христа Спасителя будет на время выставлен какой-нибудь из чудотворных списков «Троицы», а уже позже, когда будет подготовлен киот, подлинная икона займет свое место в Троицком соборе лавры. «Но это будет сделано уже с подготовкой, с расчетом на века и навсегда, чтобы там она обрела свою родную гавань, для которой и была написана», — сказал отец Леонид.

Вопрос о том, может ли некий список рублевской «Троицы» быть чудотворным, если сама она таковой до сих пор не считалась, можно оставить искусствоведам. В сообщении на сайте Московского патриархата икона 15 мая названа именно чудотворной. Согласно традиции как православной, так как католической церкви чудотворной считается та икона, которая почитается как источник чудес различного характера, таких как исцеление или помощь на войне например. Впрочем, православная традиция допускает и более широкое толкование, согласно которому каждая икона благодатна и может стать чудотворной, если перед ней горячо и искренне молятся. В свою очередь, директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, считая «Троицу» главным русским вкладом в христианскую иконографию, настаивает, что данная икона «никогда не была представлена как чудотворная» и основное в «Троице» не религиозное, а искусствоведческое значение.

Как произведение Андрея Рублева названо в документе, который подписывал президент России, мы не знаем. Но знаем, что РПЦ впервые попросила передать ей икону еще в начале 1990-х годов. В ноябре 1993-го на открытии восстановленного храма Казанской иконы Божией Матери президент Борис Ельцин заявил, что «Троица» Рублева вернется православной церкви. Однако после протестов историков и искусствоведов, основным аргументом которых были все те же особые условия содержания «Троицы», от этой идеи отказались. Вряд ли Владимир Путин повторит поступок Бориса Ельцина.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию