16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
19 мая 2023, 08:00 Недвижимость

Спортобъекты, которым заранее отведена роль в истории

Лента новостей

Современный спортобъект международного уровня — индикатор не только спортивных или архитектурных, но и социально-экономических городских амбиций. Реализация таких проектов мгновенно повышает статус города и его экономическую конкурентоспособность, новые спортивные арены становятся драйверами модернизации городской инфраструктуры и развития окрестных территорий

Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге.
Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге. Фото: Максим Субботин/пресс-служба

Еще совсем недавно принято было считать, что каждый город, стремящийся всерьез обозначить свое присутствие на национальной или даже мировой социально-экономической карте, просто обязан обзавестись собственным небоскребом, хотя бы одним (Европу с ее понятными ограничениями по застройке в расчет не берем, хотя Лондону, Парижу, Франкфурту, Стамбулу никакие ограничения не помешали). Сегодня своеобразную конкуренцию высоткам начали составлять крупные спортивные арены международного уровня, появление которых мгновенно повышает статус города и его экономическую конкурентоспособность, определяет новые инвестиционные подходы и направления, стимулирует модернизацию городской инфраструктуры и редевелопмент окрестных территорий и так далее.

«Высотное строительство, конечно, является индикатором архитектурных амбиций города, но с функциональной точки зрения далеко не всегда оправдано, особенно когда речь идет об отдельных точечных зданиях. В то же время желание городов иметь знаковый архитектурный объект вовсе не обязательно означает, что он должен быть небоскребом. Крупное спортивное, общественное или зрелищное сооружение может стать символом целого города. А кроме того, быть объектом притяжения людей и часто аттрактором развития целых городских районов: любой подобный объект — это, в первую очередь, драйвер инфраструктурного развития. Как правило, это крупные бюджетные инвестиции, которые касаются не только самого здания, но и транспортно-логистической системы и инженерного обеспечения, а это мощный экономический импульс к развитию окружающей застройки. Такие знаковые здания могут даже быть генератором туристического потока (тут уместно вспомнить музей Гуггенхайма в Бильбао). Конечно, если речь идет о спортивных объектах, то крупные соревнования и приток болельщиков не только выводят город в медийное поле, но и способствуют развитию городской экономики», — считает основатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев.

Не случайно, по его словам, в последнее время многие девелоперские компании, занятые масштабной застройкой и работающие в сегменте КРТ, буквально борются за возможность размещения крупных значимых общественных и спортивных объектов на своих площадках. «И можно сказать, что город, принимая решения по размещению таких объектов, расставляет приоритеты. Не зря после каждого значимого международного события, будь то олимпиады, чемпионаты мира или всемирные выставки, к которым создаются уникальные общественно-зрелищные и спортивные сооружения, города приобретают новые планировочные жилые районы. Таких примеров по всему миру очень много», — говорит эксперт.

«Спортивные сооружения сегодня — если не неотъемлемый, то максимально обязательный элемент городского ландшафта, еще одна важная точка на культурно-развлекательной карте города. Благодаря им жизнь становится более разнообразной!» — делится мнением коммерческий директор ГК «БЭЛ Девелопмент» Сергей Михайлов. И добавляет, что самарский Дворец легкой атлетики, который ГК «БЭЛ Девелопмент» реконструировала и затем взяла в управление, или стадион «Труд» в Краснодаре, где компания реконструирует центральное ядро (легкоатлетический сектор и поле) и в будущем построит ФОК, бассейн и гостиницу — это настоящие новые городские любимцы.

Яркой иллюстрацией к этому разговору может служить победитель премии Sport Business Awards 2023 в номинации «Объект года» — открытая прошлой осенью «G-Drive Арена». Конечно, важно, что это новый дом омского «Авангарда», но не менее важно и то, что объект — удачный результат государственно-частного партнерства правительства России, администрации Омской области и компании «Газпром нефть». И то, что оцененный в 12 млрд рублей проект стал спортивным, развлекательным и культурным центром региона. И то, что сегодня, по оценкам экспертов, «G-Drive Арена» — самая посещаемая арена в КХЛ и входит в топ-3 самых посещаемых арен Европы. Еще один пример: крупнейшее спортивное сооружение Калининградской области — арена «Балтика» (которая тоже получила в этом году золотую награду SBA в номинации «Стадион года») стала точкой притяжения для жителей города и области, а еще — непременной частью туристических маршрутов.

Калининград. Вид на стадион «Арена Балтика». Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Многофункциональность проекта, хорошая цифровая платформа, интересная событийная сетка — залог успеха как больших, так и малых арен, утверждает Сергей Михайлов. Справедливо, но для спортивных объектов, которым в нынешней и будущей истории городского развития отведена особая роль, этого, пожалуй, недостаточно: такое сооружение должно быть не просто крупным и технологически оснащенным, но и особым, в чем-то уникальным. В частности, именно так — «уникальный объект» — говорят на Урале о челябинской «РМК-Арене», строительство которой «Русская медная компания» начала в 2021 году.

«РМК-Арена» — пятиэтажный многофункциональный спортивный комплекс площадью 35 тысяч квадратных метров, рассчитанный на пять тысяч болельщиков и семь тысяч зрителей массовых мероприятий. Особая его составляющая — первая в УрФО профессиональная спортивная аэротруба диаметром 4,8 метра и высотой 24 метра, которая позволит проводить в Челябинске соревнования международного уровня по аэротрубным дисциплинам.

Однако у проекта есть еще одна важнейшая функция: «РМК-Арена» станет центральным объектом будущего спортивного города, который планируется возвести на северо-западе Челябинска на средства частных инвесторов. Ровно такая же роль центрального ядра, вокруг которого постепенно формируется застройка целого микрорайона, отведена и новому Дворцу водных видов спорта в Екатеринбурге.

«Первые концепции мы начали разрабатывать еще в 2018-2019 году, когда Екатеринбург только заявился на право проведения летней Универсиады. Далее обсуждалось несколько площадок и шло длительное согласование с FISU общей архитектурно-градостроительной концепции и целого ряда мероприятий по логистике, безопасности и непосредственно по самой структуре проведения соревнований. Решение было принято в пользу района Новокольцовский, где у проекта появился стратегический партнер — компания «Синара», развивающая этот городской район», — вспоминает Тимур Абдуллаев.

Универсиаду Екатеринбург в 2023 году, увы, не примет, но вместо нее проведет Международные летние студенческие игры, так что вся созданная инфраструктура, включая построенные кампусы, будет задействована. А рассчитанный на 5200 зрителей Дворец водных видов спорта останется не только одним из самых дерзких по архитектуре и сложных по внутреннему конструктиву спортобъектов во всей стране, если не во всем мире, но и центром нового микрорайона Новокольцовский, отмечает Тимур Абдуллаев.

Тимур Абдуллаев основатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM «Работая над проектом Дворца водных видов спорта, мы фактически делали одновременно два проекта: один — на момент проведения Универсиады, а второй — это сценарий наследия. Для этого предполагалось после проведения титульных международных соревнований перепрофилирование большого числа помещений и реорганизация внутренних потоков для того, чтобы дать возможность использования объекта для массового и детского спорта. Если учесть, какое количество специальных помещений предусмотрено в здании для международных делегаций, для прессы, для судей и обслуживания команд, то потенциал огромный. И это как раз задача, над которой архитектор должен подумать сразу, создавая архитектурное и планировочное решение, позволяющее реализовать в будущем новые сценарии. В том, что касается архитектуры, безусловно, любой подобный спортивный мегаобъект становится мощной градостроительной доминантой. И для каждого архитектора это творческий вызов и проверка на умение работать с крупным масштабом. Не говоря уже о том, что это, без преувеличения, возможность вписать свое имя в историю. Думаю, и архитектурно-образное решение таких объектов должно нести в себе яркие и узнаваемые черты и творческий почерк мастера».

Безусловно, если речь идет о знаковых спортивных или культурных объектах, появление которых приурочено к проведению городом каких-то крупных международных соревнований и форумов, финансовое участие государства гарантировано. Но в остальных случаях бывает по-разному: например, как уже отмечалось, «G-Drive Арена» — реализованный ГЧП-вариант, а вот проект «РМК-Арена», бюджет которого составляет более 5 млрд рублей, полностью финансирует компания «РМК». По оценкам Сергея Михайлова, подход к партнерству власти и бизнеса в данном случае очень персонифицирован.

Сергей Михайлов коммерческий директор ГК «БЭЛ Девелопмент» «Если речь идет о крупных, но все-таки не мегакрупных сооружениях, то иногда достаточно небольших усилий со стороны местных властей — и проект начинает развиваться. В некоторых случаях для успешного запуска девелоперу нужна помощь краевого или областного правительства. Одним из вполне рабочих вариантов партнерства власти и бизнеса в этом направлении могла бы стать замена некоторых обязательств (строительство детских садов и школ) на создание спортивных сооружений. В некоторых локациях, где уже хорошая обеспеченность местами в детских садах и школах, можно было бы при совместном участии бизнеса и власти построить качественный, современный и общедоступный спортивный комплекс».

А вот в создании знаковых спортивных объектов с приставкой «мега» главное слово, конечно, за государством, уверен Тимур Абдуллаев. Хотя само слово «государство» звучит, по его мнению, довольно абстрактно.

«Правильнее сказать, что в нашей стране главное слово за губернаторами и главами регионов, которые, в хорошем смысле слова, лоббируют проведение крупных международных соревнований в своих городах. Объем разовых инвестиций в такие стройки колоссален, и, конечно, для частного инвестора это сложная задача. А главное, это вопрос экономической модели, если эти объекты сами по себе прибыльными никогда не будут, да еще будут требовать денег на свое содержание. Интерес частного инвестора тут всегда косвенный, свою «прибыль» он получит на капитализации прилегающей территории под будущий девелопмент. Когда появятся сети дорог, общественный транспорт и знаковые объекты, генерирующие трафик, то следом начнется строительство новых жилых районов», — такой видит оптимальную модель Тимур Абдуллаев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию