16+
Суббота, 14 сентября 2024
  • BRENT $ 72.18 / ₽ 6563
  • RTS928.07
1 декабря 2022, 15:34 Право

Книги авторов-иноагентов начали упаковывать в непрозрачную пленку в книжных магазинах

Лента новостей

Книги авторов-иноагентов теперь нужно будет маркировать «18+», в книжных магазинах их можно будет распространять только в запечатанной непрозрачной упаковке. Тем временем в России резко увеличилось количество контрафактных книг

Фото: Татьяна Яцевич/Фотобанк Лори

С 1 декабря в силу вступил закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Согласно этому документу, книги авторов-иноагентов нужно будет маркировать «18+», в книжных магазинах их можно будет распространять только в запечатанной непрозрачной упаковке.

На маркетплейсах в связи с этим тоже введены изменения. Например, на Ozon книги иноагента Михаила Зыгаря теперь представлены размытыми фотографиями и помечены как товары для взрослых. Для их покупки нужно ввести дату рождения, а на пункте выдачи потом предъявить паспорт. На «Лабиринте» пока никаких изменений.

Если говорить про традиционные офлайн-магазины, то к новым реалиям пока приспособились, похоже, не все. Рассказывает журналист Business FM Олег Овчаренко, который успел побывать в одном из сетевых книжных на севере Москвы.

Олег Овчаренко журналист «Мне удалось зайти в один из сетевых книжных магазинов на севере Москвы. Это не такой большой магазин, если сравнивать его с условным «Домом книги» на Новом Арбате или с «Библио-Глобусом». Да, книги тех авторов, которые признаны в России иностранными агентами, или тех авторов, которые выступали против спецоперации, действительно, не лежат на парадных витринах, их невозможно увидеть с улицы. Однако если спросить сотрудников магазина, есть ли, например, признанный в России иностранным агентом Дмитрий Глуховский или также признанный иноагентом Дмитрий Быков, то сотрудники магазина мне показывали эти книги. При вопросах об этих книгах никаких ответных вопросов не было, у меня не спрашивали паспорта, не требовали предъявить документы, и, кроме того, сами эти книги ни во что не обернуты».

Есть и другие книжные новости. В России резко увеличилось количество контрафактных книг, пишут «Ведомости» со ссылкой на издателей. Проблема действительно серьезная и относительно новая, рассказал главный редактор издательства «Фантом-Пресс» Игорь Алюков:

— Раньше контрафакт не играл особого значения, мы знали, что наши книги просто копируются в соседних государствах и потом продаются у них на территории. В Россию они завозились мало, поэтому мы этого не очень замечали, даже не знали. А вот в последние месяцы произошло резкое падение некоторых наших бестселлеров, мы не понимали, в чем дело, потом выяснилось, что на маркетплейсах продаются копии наших книг очень плохого качества, изданные в Киргизии или в Таджикистане. Как с этим бороться, пока не очень понятно. Проблема еще заключается в том, что на маркетплейсах мы поставляем книги не напрямую, а через книжного дистрибьютора, который и должен как поставщик этих книг предъявлять претензии. Мы с ним сейчас общаемся.

— В чем основные причины такого роста контрафакта?

— Раньше эти книги, скорее всего, не доходили до российского рынка, мы не замечали эту проблему. Внутренние рынки сопредельных государств мы не очень можем мониторить. Возможно, проблема в том, что нарушились логистические цепочки с поставками бумаги, оборудования.

Проблема контрафакта книг обсуждалась на заседании экспертного совета при Минцифры в сентябре, сообщил собеседник «Ведомостей» в крупном книжном издательстве. И тогда, по его словам, рост количества такой продукции на маркетплейсах подтверждал руководитель товарной категории «Книги» на Wildberries Алексей Кузьменко.

Закон достаточно жестко регулирует авторское право. Контрафактом признается книга, которая была выпущена без согласия автора либо тех, кто получил лицензию на ее издание. Минимальный размер компенсации за каждое наименование — 10 тысяч рублей, максимальный — 5 млн рублей в зависимости от масштабов правонарушения. Комментирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:

Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Важно, что в отличие от товаров, где требуется производство, в цене контрафактной [электронной] книги заложена практически стопроцентная прибыль, потому что ее себестоимость стремится к нулю. Почти все деньги, которые получает продавец, он может использовать в качестве прибыли для расширения своих продаж. В некоторых случаях пиратство остается единственной возможностью для читателей получить ту или иную книгу, когда правообладатели отказываются сотрудничать с российскими издателями, переводчиками и маркетплейсами. Бывали прецеденты, когда в виде штрафа взыскивались существенные суммы — сотни миллионов рублей и даже больше. Что касается книжных маркетплейсов, если они ведут себя достаточно добросовестно, то есть по первому сигналу удаляют соответствующие произведения из своего ассортимента, то у них есть возможность ссылаться на положение Гражданского кодекса об информационных посредниках. Это такие организации, которые сами не инициируют продажи, а предоставляют свои технические возможности, площадку другим лицам, которые и занимаются пиратством. В связи с этим маркетплейсы всегда будут стараться занять нейтральную позицию и действовать хотя бы отчасти в интересах правообладателя».

Ранее глава издательской группы «Эскмо-АСТ» Олег Новиков говорил, что в России вновь выросла популярность самиздата. Он отметил, что по итогам этого года на самиздат придется 10–15% общего количества продаваемой в стране литературы, а это около 250 млн экземпляров книг.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию