Обеспечение российской кибербезопасности задерживается и дорожает
Лента новостей
После ухода иностранных вендоров на российском рынке не осталось конкурентоспособных решений. Российские средства же активно не развивались из-за жесткой конкуренции с западными производителями
Российские разработчики системы защиты информации оказались не готовы к спросу. Об этом свидетельствует опрос «Ростелеком-Солар», результаты которого приводит «Коммерсантъ». Компании-заказчики также поделились, что в последнее время оборудование кибербезопасности выросло в цене.
О своевременных поставках сообщили меньше половины опрошенных. Рост стоимости оборудования составил 12% по мнению госструктур и 16% — по мнению коммерческих компаний.
В том, что произошли задержки поставок и рост цен, сюрпризов нет — у поставщиков проблемы с транспортировкой комплектующих из-за санкций, указывает гендиректор компании Phishman, эксперт по кибербезопасности Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин гендиректор компании Phishman, эксперт по кибербезопасности «Задержки по поставкам оборудования связаны с тем, что мы, к сожалению, как страна сами не производим часть важного оборудования. Естественно, мы заказываем ее у каких-то стран. В чем сложность? В том, что доставка раньше была напрямую, а сейчас все боятся санкций и вторичных санкций, поэтому доставка подобных компонентов сильно усложнилась и теперь проходит через несколько стран. Я слышал от одного российского разработчика и поставщика межсетевого оборудования о том, что он поставляет компоненты через три страны. Если раньше можно было осуществить доставку поездами при необходимости напрямую из Китая, то сейчас это необходимо делать уже самолетами и с перекладкой в различные страны. Цены, естественно, будут расти, потому что есть определенные издержки. Все хотят менять простейшие правила рынка, получается очень много спроса, но мало предложения: отечественных компаний, которые могут заменить зарубежное межсетевое оборудование, очень немного. Межсетевое оборудование всегда было дорогим проектом, но оно всегда того стоило: ты его один раз купил — оно обеспечивает необходимый для работы компании уровень безопасности и скорости».
Среди отечественных продуктов кибербезопасности самыми популярными оказались VPN-шлюзы, их планируют заменить или внедрить 29% респондентов. На втором месте — межсетевые экраны следующего поколения с результатом в 15%. Почему эти продукты настолько популярны в компаниях и как продвигается их импортозамещение, рассказывает директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский:
Федор Музалевский директор технического департамента RTM Group «Межсетевые экраны и VPN-шлюзы — это основное активное сетевое оборудование, которое применяется для защиты сетей. Любая крупная организация, в которой больше 50-100 человек, должна защищать свою сеть межсетевыми экранами. Межсетевые экраны следующего поколения применяются в основном там, где есть нормативные требования к регулированию, например в банках. Соответственно, это наиболее эффективное средство для защиты сети, оно фактически безальтернативное. VPN-шлюзы — это то, что позволяет объединять удаленных сотрудников, удаленные офисы и так далее. Здесь важно не путать VPN, которые пытается запретить Роскомнадзор для гражданских лиц с целью обхода блокировок, и VPN-технологию, когда создаются тоннели между двумя офисами. С импортозамещением межсетевых экранов дела у нас обстоят плачевно, но динамика хорошая. Те производители, которые есть у нас сейчас, делают то, что им надо, но не в тех объемах, в которых хотелось. Межсетевые экраны — это сложные устройства, практически как компьютеры, в них есть такой же процессор, такая же оперативная память, такие же интерфейсы. Плюс это устройство, которое работает 24/7, поэтому они очень высокотехнологичные. Разумеется, есть проблемы с локализацией производства».
По информации «Коммерсанта», в России все больше поставщиков занимаются разработкой межсетевых экранов. Самый дорогой проект стоит 1,8 млрд рублей, его ключевой заказчик — ВТБ. Но эксперты говорят, что цена не вызывает удивления, особенно в сравнении с зарубежными проектами — те обычно стоят на сотни миллионов долларов.