Топ-менеджерам российских госкомпаний установили KPI
Лента новостей
Точнее, поскольку речь идет о российских государственных корпорациях, имеются в виду КПЭ — ключевые показатели эффективности. Будут ли показатели в госсекторе такими же эффективными, как в частном бизнесе?
Правительство утвердило постановление, корректирующее систему премирования руководства госкомпаний: заметно увеличилось количество организаций, в которых вознаграждение зависит от результатов.
Ключевые показатели эффективности разделили на две группы. Финансовые: рентабельность, динамика выручки, чистая прибыль и так далее. И отраслевые, которые привязали к национальным целям развития. К ним относятся количество созданных рабочих мест, объем привлеченных инвестиций, вклад в несырьевой неэнергетический экспорт.
По этим правилам теперь будут работать 117 организаций с госучастием, в том числе ВЭБ, РЖД, «Русгидро», «Почта России», Россельхозбанк, «Дом.РФ», «Россети». Все компании должны будут согласовывать потолок годовых вознаграждений с Минфином и правительственной комиссией.
Что касается потолков, годовая премия не должна превышать 50% от годового максимального вознаграждения, квартальные премии не должны быть больше 10% от этого же показателя. Председатель совета директоров Альфа-банка, бывший зампред правительства России Олег Сысуев удивлен, что это произошло только сейчас:
Олег Сысуев председатель совета директоров Альфа-банка «Я, честно говоря, удивлен, что их до сих пор не было. Я знаю, что, например, у губернаторов они есть. Сейчас самая страшная аббревиатура для губернатора, то, о чем он думает постоянно, — это ключевые показатели эффективности. Мне кажется, в любом случае это хорошо. Мы знаем это на примере частного бизнеса. Мы в нашем банке ввели ключевые показатели эффективности не менее двух лет назад. Сейчас это является маст-хэвом, гигиена фактически, то, без чего мы не можем обойтись».
На самом деле это не первый подход к снаряду. Так, Росимущество разработало проект привязки премий к KPI в госкомпаниях еще в 2014 году, но в 2015 году в Кремле отказались от инициативы, решив, что вопрос сокращения зарплат топ-менеджеров должен решаться на корпоративном уровне. И в этом году власти уже обсуждали возможность введения потолка зарплат топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций — на уровне трех минимальных заработков премьер-министра, то есть не более 30 млн рублей в год с исключениями по решению президента РФ. Но от этой идеи тоже отказались.
И вот теперь КПЭ. В госсекторе добиться эффективности в этом вопросе будет сложнее, чем в частном. Притом что и в бизнесе этот инструмент не всегда работает идеально, отмечает хедхантер и HR-консультант, основатель Лаборатории карьеры Алены Владимирской Алена Владимирская:
Алена Владимирская хедхантер и HR-консультант, основатель Лаборатории карьеры Алены Владимирской «Основной вопрос к KPI, и это знает любой бизнес: а как его рисовать? Это отдельное искусство, когда в начале года менеджеры сами себе рисуют эти KPI, то есть заранее прописывают свои будущие показатели и результаты так, чтобы точно их достичь. Вопрос в том, кто эти KPI в начале года назначает. Если их назначают сами менеджеры, то дальше все понятно. Если их будет назначать кто-то, дальше возникает вопрос: кто он и насколько он понимает реальность, насколько он может создать и сформулировать здоровый KPI?»
И если установки будут приходить извне, возникает еще один — главный — вопрос: насколько близок тот, кто назначает KPI, к тому, кто должен его выполнять? И насколько последний эффективен в переговорах…