Президент Польши в разговоре с Вованом и Лексусом: «Я не хочу войны с Россией»
Лента новостей
Российские пранкеры Вован и Лексус позвонили президенту Польши Анджею Дуде вскоре после падения ракеты в Пшеводуве, выдав себя за президента Франции Эммануэля Макрона. Польский лидер говорил с ними сдержанно и не спешил обвинять Россию
Президент Польши Анджей Дуда заявил, что не хочет войны с Россией, в разговоре с российскими пранкерами Вованом и Лексусом. Лидеру Польши они позвонили вскоре после падения ракеты в Пшеводуве, выдав себя за президента Франции Эммануэля Макрона.
В канцелярии Дуды позже подтвердили, что такой разговор был, и уже началось расследование того, как это стало возможно. Помимо прочего, президент Польши сказал пранкерам, что не намерен сходу обвинять Россию в инциденте, и несколько раз подчеркнул, что ему война с РФ не нужна.
Анджей Дуда: «Поверьте мне, я очень осторожен. Я не обвиняю русских. Это война*. Я думаю, что обе стороны будут обвинять друг друга».
Вован и Лексус в роли Макрона: «Я думаю, нам не нужна эскалация. Эскалация между НАТО и Россией, нам этого не нужно».
Анджей Дуда: «Думаете, мне война* с Россией нужна? Нет, я этого не хочу, я не хочу войны* с Россией. Я крайне осторожен, поверьте, крайне осторожен».
Вован и Лексус в роли Макрона: «Что вы собираетесь сделать, если эта ракета окажется российской?»
Анджей Дуда: «Мы будем говорить с нашими союзниками, с вами, с американцами, с президентом Байденом. Думаю, нам нужно будет найти решение для этой непростой ситуации, общее решение. Но они в другой ситуации, отличной от моей».
В полной версии разговора Дуда также описывает позицию Зеленского, которую тот озвучил ему по телефону: «Владимир обвиняет Россию», — и передает, что США, напротив, не обвиняют Россию. Разговор занял в целом около семи минут.
Главное в нем то, что президент Польши осознает всю опасность ситуации и избегает эскалации. Это позитивный фактор, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Более десяти лет пранкеры этим занимаются. Наш мир становится все более открытым, политики ведут большое количество коммуникаций, это позволяет им на такого рода удочки попадаться. Когда Макрон общается с Зеленским по WhatsApp и сам об этом говорит, это дает огромную возможность. Я думаю, что они через приемную прозваниваются, подмена номеров — примитивная технология, что мешает позвонить с французского номера? Самое главное — не технически себя прикрыть, а убедить их в том, что с той стороны действительно Макрон, тут нужны коммуникационные навыки обмана приемных, секретарей и помощников. Что касается заявления Дуды, европейские политики оказались в очень сложной ситуации, и эмоции Дуды эту двойственность очень внятно выражают. С одной стороны, они вынуждены действовать в логике трансатлантической солидарности, но есть и другая логика: конфликт на Украине наносит колоссальный ущерб. Хотя в экономике можно на каком-то этапе говорить, что, когда речь идет о ценностях, нельзя считать деньги, на самом деле часть Европы начинает эти деньги считать. Но есть и более значимые вопросы, например физическая безопасность ЕС. Возникла абсолютно реальная перспектива начала полноценного военного конфликта России с блоком НАТО. Европа понимает, что она находится на передовой истории. США за несколько тысяч километров, а они-то здесь. С одной стороны, Польша занимает одну из наиболее жестких позиций по отношению к России, но, с другой стороны, в голове у польских политиков не может не быть сценария ядерного столкновения с Россией. Все-таки ядерное оружие — это сильный аргумент. И то, что в голове даже у польского президента это есть, я считаю, что это позитивный сигнал и позитивный фактор. Сейчас единственный вариант выхода на какие-то политические решения — это если каждая из сторон конфликта осознает, что этот конфликт становится разрушительным и риски становятся колоссальными. Дуда это осознает, поэтому мы видим нервозность, опасения за собственную безопасность, но это как раз позитивный момент, что европейские политики осознают, что ситуация совсем-совсем на грани».
Вован и Лексус рассказали телеканалу РЕН ТВ, что номер канцелярии Дуды остался у них с 2020 года, когда они разыгрывали его после избрания на пост президента. Пранкерам удалось дозвониться до Дуды ночью сразу после падения ракеты 15 ноября.
«У него было много звонков, он советовался с политиками. Решили позвонить от лица Макрона. Он как раз тогда переговорил с Зеленским, видимо. Был выбран очень удачный момент. Еще день, и ничего бы уже не получилось», — рассказали пранкеры.
На следующий день, 16 ноября, президент Польши подчеркнул, что нет никаких доказательств того, что упавшая на польской территории ракета была выпущена российскими военными.
*Минобороны РФ подчеркивает, что речь идет о спецоперации