16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
8 января 2022, 00:28 Политика

Столтенберг сообщил о наращивании группировки российских военных у границ Украины

Лента новостей

НАТО считает возможным новый военный конфликт в Европе из-за Украины, поэтому считает важным ведение диалога с Россией. Как можно объяснить такие заявления генсека альянса накануне переговоров?

Йенс Столтенберг.
Йенс Столтенберг. Фото: Johanna Geron/Reuters

Обновлено в 14:07

Генсек НАТО заявил о риске военного конфликта России с Украиной. Йенс Столтенберг обвинил российскую сторону в наращивании военного потенциала у границ соседней страны. «Агрессивные действия России серьезно подрывают порядок безопасности в Европе», — сказал он. Ранее Москва не раз отвергала все обвинения в стягивании дополнительных сил к украинской границе.

По официальному заявлению Столтенберга, расширение НАТО ведет к распространению свободы и демократии по всей Европе, поэтому данный процесс должен продолжаться. Также, по словам Столтенберга, НАТО желает диалога с Россией, но предусматривает и возможность провала дипломатии.

Зачем Столтенберг использует столь агрессивную риторику накануне переговоров? Не заводит ли он их этим в тупик? Мнение гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова:

— Столтенберг рассматривает российские предложения как некую запросную позицию, и в ответ он так же демонстрирует свою готовность проявить жесткость и тоже выйти с каким-то максималистским списком встречных пртензий, чтобы уравнять позиции сторон накануне первых переговоров, ну и дать понять, что красные линии существуют не только у России.

— Американцы говорят, что они все равно не сократят свое присутствие в Европе, как бы мы ни действовали на Украине, не заводит ли это в тупик сам смысл переговоров еще до их начала?

— Вопрос в том, каков тот минимальный набор изменений в деятельности НАТО, который устроит Москву хотя бы для того, чтобы таковые переговоры состоялись и принесли конкретные результаты. Есть несколько позиций, по которым примерно НАТО было бы готово к определенным уступкам. Например, можно говорит о восстановлении работы совета Россия — НАТО причем не только на политическом, но и на военном уровне. Другое возможное направление взаимных уступок — на российское предложение о создании некой буферной зоны по линии соприкосновения сил России и НАТО. В этом относительно невинном вопросе в НАТО существуют серьезные разногласия. Есть вопросы, касающиеся, например, моратория на размещение нового поколения ракет средней и меньшей дальности в Европе со стороны США и РФ. Но это тоже тема для разговоров, которая при определенных обстоятельствах может привести к компромиссу.

По данным NBC, на предстоящих переговорах в Женеве США готовы обсудить с Россией двустороннее сокращение числа военных и объемов учений в Восточной Европе, но при этом для изменения численности их сил в Европе отвода войск РФ от Украины будет недостаточно. Источники телеканала также сообщают, что американцы могут поднять тему «Искандеров» в Калининграде.

В декабре Москва направила НАТО и Вашингтону предложения по гарантиям безопасности. В них, в частности, говорится о нерасширении альянса на восток и невступлении в него бывших союзных республик.

Но, как заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, НАТО никогда не обещало России не принимать новых членов. Он отметил, что участники переговоров СССР и США по воссоединению Германии открыто заявляли, что никаких договоренностей о нерасширении альянса на восток тогда не было.

В свою очередь, Столтенберг сказал, что альянс не примет предложения России, которые приведут к появлению «второсортных» членов блока и НАТО не будет разрешено их защищать.

Вот как объясняет жесткую риторику Столтенберга и Блинкена за считанные дни до переговоров с Россией академик РАН, руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:

— Обе стороны завышают свои запросы и запросные позиции, освобождая себе некоторое пространство для компромисса — это нормальная дипломатическая тактика. С нашей стороны заявляется тоже, что: вы не можете выбирать из наших предложений, что вам нравится, а что нет, это не меню — или все принимайте, или не будет никакой договоренности. Это тоже жесткое заявление, когда стороны идут на переговоры и предлагают свои документы — это политика, дипломатическое позиционирование с запросами, позициями, которые позволяют потом начать переговоры. Потому что и в наших предложениях, и в том, что они предлагают, что-то будет запросное, а что-то будет темой для возможных договоренностей и компромиссов. Здесь перебарщивать нельзя. Если слишком резкие заявления, то от них опять-таки потом трудно будет отойти, здесь надо соблюдать меру. Позиция должна быть запросной, с запасом, но они не должны быть такими, чтобы потом невозможно было от них отступить, не создавая впечатления о дипломатическом поражении.

— То есть возможно все-таки договорятся о чем-то?

— Нет, ни о чем не договорятся. Насчет этого иллюзий не надо иметь. Это будут первые встречи, но на этих встречах, я ОБСЕ не считаю — это такое общее собрание, общая дискуссия, а в совете НАТО и в Женеве на двусторонней основе стороны обменяются своими позициями, отреагируют на позицию другой стороны, подвергнут критике позицию другой стороны и после этого или договорятся продолжить диалог, или заявят, что ничего не получилось. Но мне кажется, что второе все-таки маловероятно, потому что ставки слишком велики и с той и с другой стороны, чтобы вот так разъехаться и сказать: ничего не вышло. Потому что вопрос стоит: а что потом, война? Я думаю, что ни Запад, ни Россия этой войны не хотят. И поэтому какая бы острая полемика ни была сейчас, и как бы жестко ни шел разговор в Женеве и в Брюсселе, все-таки обе стороны, я думаю, заинтересованы в том, чтобы наладить диалог после длительной паузы и длительной конфронтации.

НАТО никогда не поступится своим основополагающим принципом — политикой «открытых дверей», о чем как раз и заявляет Столтенберг, считает эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий. В то же время предстоящие переговоры нельзя назвать безнадежными, полагает он:

Михаил ТроицкийМихаил Троицкий эксперт по международным отношениям «Для США очень важно показать, что они не собираются угрожать России немедленно, вооружать Украину, тем более размещать на Украине немедленно какие-то наступательные вооружения. Но в перспективе при этом они не готовы отступать от своих текущих позиций, диспозиции сил в Европе. То есть это, в общем, тоже для них достаточная позиция. В данном случае Россия выступает как бы требующей стороной, Россия выдвигает требования. А позиция США и позиция, согласованная несколькими десятками союзников НАТО, заключается в том, что они готовы обсуждать некие будущие процессы, но вот то, что на сегодняшний день существует, они не считают угрожающим безопасности России и поэтому менять свою стратегию не собираются. И более того, они угрожают России даже усилить эту диспозицию, разместить больше сил в Европе, если они будут считать, что Россия угрожает им. Стороны повышают ставки. Россия говорит, что она в этом случае не исключает никаких вариантов в обеспечении своей безопасности, а НАТО говорит, что как уже на протяжении 70 с лишним лет их позиция существовала, так она и будет поддерживаться, менять ее сейчас они не собираются, бывали времена и похуже».

Переговоры России и США по гарантиям безопасности пройдут в Женеве 10 января. В Госдепартаменте говорят, что представители США обсудят на встрече с российской делегацией только двусторонние вопросы безопасности.

На 12-е число запланировано заседание совета Россия — НАТО в Брюсселе, а на 13-е — заседание постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию