Россия и НАТО решили больше не общаться. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Вновь активизировались разговоры о вступлении в НАТО Украины и Грузии. Возможно, решение о разрыве дипотношений с НАТО было одним из последних предупреждений со стороны Москвы о том, что дальнейшего продвижения в этом направлении она не потерпит
Россия приостанавливает с 1 ноября работу своего постоянного представительства при НАТО, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров. Также прекращена работа военной миссии связи НАТО в Москве, аккредитация ее сотрудников отзывается с 1 ноября. Решение российского МИД формально стало ответом на решение Генсека Североатлантического альянса Йенса Столтенберга от 6 октября выслать восемь сотрудников постпредства России при организации, а также сократить общую численность состава этого представительства при НАТО до десяти человек, включая административно-технический персонал. Какие последствия будет иметь полный разрыв дипотношений между Москвой и НАТО?
Нынешнее решение Москвы было предопределено, еще когда 6 октября Генсек альянса Столтенберг объявил о высылке восьми российских дипломатов. Этот шаг был откровенно оскорбительным еще и потому, что совсем незадолго до того тот же Столтенберг встречался с Лавровым в Нью-Йорке на Генассамблее ООН и встреча вроде бы прошла в конструктивном ключе. Ничего, как говорится, не предвещало.
Вообще-то, так в мире большой дипломатии себя не ведут. Восемь россиян были высланы даже без особого повода — якобы за то, что они не были заявлены как действующие сотрудники разведки. Хотя и до того было ясно, что ничем, кроме как разведкой, ни наши, ни дипломаты НАТО в отношении друг друга всерьез заниматься в стране пребывания и не могли.
В Москве для постпредства НАТО было зарезервировано 13 мест, но они, по всей видимости, не были в последнее время даже заполнены, что по-своему многое говорит о том, как в реальности ценилось российское направление в плане именно дипломатического взаимодействия. Впрочем, и Москва после отставки последнего постпреда России при НАТО Александра Грушко в 2018 году эту должность оставила вакантной. А сам Грушко уже в 2019 году в ранге заместителя Лаврова заявил, что отношения России и НАТО находятся в тупике и сотрудничество полностью прекращено.
Так что нынешнее решение о прекращении дипломатических связей России и НАТО — это всего лишь устранение недоразумения, сохранявшегося с 2014 года, когда такие отношения были заморожены на фоне украинского кризиса. К тому же все наши так называемые отношения с НАТО являются не чем иным, как «отростком» отношений между Москвой и Вашингтоном. Да и сама персона нынешнего Генсека НАТО Столтенберга не способствовала поиску каких-либо компромиссов. По своему отношению к нашей стране (и скрыть это было невозможно) он ближе скорее к наиболее враждебно настроенным лидерам Восточной и Северной Европы, чем, скажем, к «грандам» типа Германии и Франции с их чуть более сбалансированным подходом.
Москва после высылки российских дипломатов из Брюсселя в начале октября выждала паузу, успев принять замгоссекретаря США Викторию Нуланд для консультаций по широкому спектру вопросов. Видимо, после этих консультаций было решено, что чудес ни в отношениях с США, ни с НАТО ждать не стоит, а потому сдерживать себя уже ни к чему.
Хотя даже после 2014 года была пара проблесков. Так, в 2016 году состоялись аж три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постпредов. А с марта 2017 года Генштаб и военное руководство альянса возобновили прямые контакты по военной линии.
В то же время в начале октября текущего года Россия не пригласила представителей натовских стран в качестве наблюдателей на российско-белорусские учения «Запад-2021». Впрочем, и это стало всего лишь ответным жестом на то, что НАТО не пригласило российских наблюдателей на прошедшие ранее учения Defender Europe 2021.
Наконец, нельзя не заметить, что в последнее время вновь активизировались разговоры о возможности вступления в НАТО Украины и Грузии. Особенно активизировался Киев. В эти дни как раз начинается европейский визит министра обороны США Ллойда Остина, в ходе которого он посетит Киев, Тбилиси, Бухарест и Брюссель. Касательно двух постсоветских стран Остин собирается заверить их, что дорога в НАТО открыта, в связи с чем призовет провести изменения, которые требуются для того, чтобы претендовать на членство в альянсе. В свою очередь представители российского руководства в последнее время уже не раз откровенно давали понять, что не только прием в члены альянса, но и, скажем, размещение отдельных элементов натовской инфраструктуры на Украине станет той «красной линией», пересечение которой Москва терпеть не готова и будет этому всячески противодействовать.
При этом создается впечатление, что НАТО все более явно собирается как раз пересечь эту самую «красную линию». Если не в краткосрочном, то в долгосрочном плане. Так что членство Грузии и Украины в альянсе сегодня уже не представляется таким же невозможным, как еще несколько лет назад. А так называемые территориальные споры из-за Южной Осетии или Крыма могут оказаться теоретически преодолимым препятствием на пути их членства при определенных обстоятельствах. Возможно, решение о разрыве дипломатических отношений с НАТО было одним из последних предупреждений со стороны Москвы о том, что дальнейшего продвижения в этом направлении она не потерпит.