16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.02 / ₽ 8376
  • RTS1160.60
24 сентября 2021, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня обсуждаем итоги августа и восьми месяцев года. Сразу к главной цифре: погрузка на железной дороге за период с января по август выросла на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные за август превысили восьмой месяц 2019 года — заметен возврат к привычным показателям. Основной вклад традиционно внес каменный уголь, он вырос почти на 9%. Отгрузки на экспорт идут не только в сторону традиционного для этой номенклатуры азиатского рынка, но и в Европу, где сейчас тоже высокие цены. Об этом рассказывает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Павел Иванкин Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктурыСреди лидеров — угольщики, которые продолжают отрабатывать позитивную конъюнктуру на мировом рынке. За восемь месяцев рост составил практически 9%, отгружено уже 250 млн тонн. Половина из этого объема отправлена на экспорт. Половина экспорта — это наши отечественные порты, здесь отгружено 122 млн тонн угля. Начали расти отправки в южном и северо-западном направлении. Цены в Европе растут, практически в два раза за лето, имеется благоприятная конъюнктура. И, соответственно, загрузка инфраструктуры наблюдается не только на восточном полигоне, но и в порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада.

Значительно выросла отправка за рубеж и других наших экспортных товаров, в том числе руды и удобрений. Рост измеряется в двузначных цифрах.

Если говорить об экспорте, то растет не только каменный уголь. Также увеличились перевозки на экспорт через порты железной руды. Практически на 20%, до 8 млн тонн. Удобрений на 10%, до 15 млн тонн. И черных металлов — на 7,2%, до 16 млн тонн.

Еще одна важная категория грузов — нефтеналив. Как мы уже ранее отмечали, по итогам полугодия перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге достигли уровня прошлого года. А если взять последние восемь месяцев, то рост составил почти 2%. И достичь этого удалось, в том числе, благодаря грамотному взаимодействию российских железных дорог и нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний.

Если говорить о перевозке нефти и нефтепродуктов, то по итогам восьми месяцев показали рост на 1,7%. Здесь, конечно, показатели от каменного угля отстают. В августе общий прирост чуть замедлился, составив 7% против июльских 9%. Но, при этом, мы видим грамотную работу железных дорог и нефтяных компаний в частности согласований проведения ремонтных работ на предприятиях нефтяного сектора и, соответственно, проведения ремонтных работ на инфраструктуре.

Теперь о строительстве. Перевозки цемента по итогам января-августа выросли более чем на 7%. Напомним, примерно столько же было и по итогам полугодия. Связано это с продолжающимся бумом жилищного строительства. Кстати, забегая вперед, скажем, что только за первую декаду сентября цемент уже вырос на те же 7%. А вот у других строительных грузов, которые считаются отдельно, — зафиксировано отставание в примерно 3%. Ничего трагичного в этом, конечно, нет. Во-первых, вспомним, что в 2020 году государство оказывало пристальное внимание именно стройке. Во-вторых, в отдельных регионах отгрузка растет на десятки процентов. И связано это, вероятно, с тем, что строители стали более внимательно относиться к закупкам и расчетам объемов, и начали отдавать предпочтения местным производителям стройматериалов.

В строительном секторе мы сегодня видим, что погрузка составила практически 86 млн тонн. Есть отставание от прошлого года. Но, учитывая, что прошлый год у нас был таким необделенным со стороны государства и туда вкладывались большие деньги, то это снижение составляет порядка 3% в целом по сети. Однако надо заметить, что при реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», развернуто масштабное строительство именно по регионам. И вот если рассматривать региональный разрез погрузки, то в Ярославской области погрузка выросла на треть, в Брянской области — практически на 40%, в Липецкой области — на 35%. Этот список можно продолжать по всей России. Мы видим, что строители стали более грамотно подходить к вопросу закупок и потребный объем материалов закупается в регионах проведения работ. То есть, предпочтение отдается местным производителям щебня и стройматериалов.

Напоследок поговорим о контейнерных перевозках — самом современном, удобном и надежном способе доставок грузов. Они традиционно показали двузначный рост — плюс 14%. По некоторым номенклатурам, таким как промтовары, станки, двигатели, рост и вовсе превысил 30%. Лучшую динамику показало зерно. Его перевозки в контейнерах за восемь месяцев выросли в 3,5 раза. Растет и отгрузка в упомянутом строительном секторе. Контейнерные перевозки стройгрузов прибавили 15%. И объемы там серьезные — более 1 млн тонн с начала года. Будем ждать новые данные в октябре, когда подведем итоги трех кварталов. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию