Песков назвал «как минимум голословным» заключение ЕСПЧ по делу Литвиненко
Лента новостей
В Кремле не признают решения Европейского суда по правам человека, который постановил, что именно Москва ответственна за гибель бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, ранее бежавшего в Великобританию
Обновлено в 14:10
Европейский суд по правам человека назвал Россию ответственной за смерть в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко и постановил, что российская сторона должна выплатить его вдове Марине Литвиненко 100 тысяч евро в качестве моральной компенсации и 22,5 тысячи евро судебных издержек.
Российский судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов не поддержал выводы суда:
В Кремле заявили, что решение ЕСПЧ является голословным, поскольку суд не имеет возможности обладать всей информацией по этому делу. Это сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
— ЕСПЧ считает, что, вне всяких сомнений, российское государство ответственно за убийство Александра Литвиненко в Великобритании. Считает ли президент, что это повод для того, чтобы попытаться выяснить, кто внутри российского государства мог отдать такое распоряжение и принять такое решение?
— Вряд ли ЕСПЧ обладает какими-то полномочиями или технологическими возможностями обладать информацией на этот счет. Вы знаете, что до сих пор нет никаких результатов этого расследования, поэтому делать подобные утверждения как минимум голословно.
— То есть решение ЕСПЧ вы считаете необоснованным?
— Мы не готовы прислушиваться к таким решениям.
Эту ситуацию комментирует директор московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрий Аграновский:
— Европейский суд во всех известных мне делах не подменяет собой следственные органы. Если он устанавливает нарушение статьи 2 [Конвенции о защите прав человека], то в абсолютном большинстве случаев идет речь о том, что государство не провело эффективного расследования. Как правило, такие решения являются основанием для возобновления этого расследования. Я думаю, что-то такое будет и здесь, потому что Европейский суд не может установить, что какие-то лица или какое-то государство виновны в каких-либо преступлениях. Этот суд не устанавливает виновность. Можно быть ответственным в том плане, что не было проведено надлежащее расследование, и суд всегда это подчеркивает. Он является субсидиарным по отношению к местным судам, национальным судам, к национальным органам следствия. Возможно, Европейский суд воспользовался данными Королевской прокуратуры Англии, к которой он относится априори с доверием, как и к любой другой.
— Они пишут так: на основании как открытых, так и закрытых доказательств было установлено, что господин Луговой действовал под руководством ФСБ и господин Ковтун также действовал под руководством ФСБ, возможно, косвенно, через господина Лугового, но, вероятно, с его ведома. Они опираются на данные королевской прокуратуры.
— Тоже достаточно странно, потому что королевская прокуратура — это не суд, она не выносит решения. Если бы, допустим, английский суд это установил… Еще раз подчеркну, что практика Европейского суда в целом такова, что он не делает выводы о виновниках. Я приведу пример с тем же малайзийским Boeing, кто бы его ни сбил, Украина же не закрыла пространство, значит, Украина несет ответственность, но никто же на этом основании не делает вывода, что непосредственно Украина его сбила, то есть ответственность ответственности рознь.
Бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию и получивший британское гражданство, умер 23 ноября 2006 года в больнице Лондона. Он почувствовал себя плохо после встречи с Андреем Луговым, который в 2007 году избрался депутатом Госдумы от ЛДПР, а также бизнесменом Дмитрием Ковтуном и совместного чаепития с ними в лондонском отеле Millennium.
По мнению британских спецслужб, причиной отравления стало радиоактивное вещество полоний-210, которое добавили в чай. Основными подозреваемыми по делу, которое вела Королевская прокуратура Великобритании, стали Луговой и Ковтун. Они в свою очередь отрицают причастность к убийству Литвиненко, называя обвинения в свой адрес политически мотивированными.
Российские правоохранительные органы в ноябре 2011 года даже возбудили уголовное дело о покушении на убийство депутата Госдумы Андрея Лугового. Сам Луговой ранее заявлял, что британские эксперты проверили его на полиграфе в Москве и пришли к выводу, что он не причастен к отравлению.