Банкир из дела бывших сотрудников ФСБ оказался переменчив
Лента новостей
Акционер «Кредитимпэкс Банка» Георгий Шкурко ранее просил выделить его дело и передать на рассмотрение в Мещанский суд Москвы. Но на заседании военного суда 23 августа он передумал, в том числе «ради друга»
Очередной сюрприз принесло заседание по делу бывшего замначальника управления «К» службы экономической безопасности ФСБ РФ Дмитрия Фролова и его подчиненного Андрея Васильева. Ожидалось, что судья Константин Селезнев примет решение о передаче в гражданский суд дела в отношении третьего фигуранта — бывшего акционера «Кредитимпэкс Банка» Георгия Шкурко, против чего не возражал никто из участников процесса. Однако на следующем слушании оказалось, что фигурант передумал. И не только он.
Ходатайство о выделении дела банкира в отдельное производство и передаче его по подсудности в Мещанский районный суд Москвы защита 59-летнего Георгия Шкурко заявила на прошлом заседании 16 августа. Тогда один из адвокатов подсудимого мотивировал просьбу тем, что обвиняемый никогда не был военнослужащим. Все участники процесса единодушно оставили решение вопроса «на усмотрение суда». Их не смутило, что в этом случае оба разбирательства пойдут параллельно, а приговор по делу Шкурко, если он состоится раньше, создаст так называемую преюдицию, когда решение одного суда обязательно для другого без проверки доказательств.
Чувство настороженности
На заседании 23 августа подсудимый Шкурко первым делом попросил посоветоваться со своим вторым адвокатом Дмитрием Ждановым, после чего огорошил присутствующих заявлением о том, что он передумал.
«Я теперь прихожу к выводу, что выделение дела отбросит на неопределенное время рассмотрение моего дела по существу», — сказал Шкурко. При этом подсудимый признался, что на прошлом заседании его «насторожило такое неожиданно единодушное и радостное настроение прокуратуры», которая ранее не поддержала ни одного его ходатайства «ни по одному вопросу».
Желание же оставить дело в военном суде Шкурко помимо всего прочего объяснил также тем, что в обвинительном заключении в качестве посредника, который, по версии следствия вместе с ним носил взятки полковнику Дмитрию Фролову за покровительство «Кредитимпэкс Банка», фигурирует отставной генерал военной контрразведки Игорь Шахов, дело в отношении которого было прекращено в связи с его смертью в январе 2012 года. Шахова Шкурко назвал своим другом.
Банкир заметил, что деле отсутствует постановление о прекращении уголовного преследования Шахова, для родственников которых стало полным сюрпризом то, что боевого генерала, служившего в знаменитой Таманской дивизии и воевавшего во многих горячих точках, заподозрили в коррупции. «Родные узнали об этом и будут предпринимать действия, направленные на реабилитацию его честного имени», — заявил подсудимый. От себя же он добавил, что «считает своим долгом» отстаивать имя друга и «уважаемого генерала» в военном суде.
Адвокат Шкурко Дмитрий Жданов сказал, что, как правило, дело выделяют в отдельное производства, если кто-то из фигурантов умер или «ударился в бега». «К счастью у нас пока все живы-здоровы», — заметил он.
Адвокаты других фигурантов также возражали. «Это была ошибка, но признать ошибку никогда не поздно», — сказала защитница подсудимого Андрея Васильева Александра Алитовская. По ее словам, все дело «перемешано» и рассматривать по отдельности его будет чрезвычайно сложно.
Обвинение и имущество
Представшему перед судом бывшему замначальника управления «К» службы экономической безопасности ФСБ РФ Дмитрию Фролову вменяется получение взяток (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на сумму более 87 млн рублей от руководства банка «Кредитимпэкс» за общее покровительство.
По версии обвинения, платили деньги ему руководители банка, в том числе один из акционеров Георгий Шкурко, которому вменили дачу взяток (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Фролов и Шкурко уже больше двух лет находятся под стражей, в отличие от переведенного в 2021 году под домашний арест Андрея Васильева. Он обвиняется в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) совместно с Фроловым. И хотя Васильеву получение взяток не вменили, именно у него на следствии был найден наибольший объем имущества — 87 земельных участков в России, автомобиль Lexus, четыре квартиры в Москве, шесть домов, нежилое помещение, а также часы известных брендов и 6 млн долларов наличности.
Дмитрию Фролову же, как считает прокуратура, принадлежит вилла в Италии в районе озера Комо. При этом показания против Фролова ранее дал его бывший подчиненный, экс-подполковник ФСБ Кирилл Черкалин, ранее осужденный в особом порядке на семь лет заключения. У 39-летнего Черкалина и его родных конфисковали имущество на сумму свыше 6,3 млрд рублей.
Черкалину вменялось взяточничество, а также хищение путем мошенничества 49-процентной доли в уставном капитале фирмы «Юрпромконсалтинг». По последнему эпизоду также проходят и Фролов с Васильевым. Потерпевшими же по нему значатся девелопер Сергей Гляделкин и его двоюродный брат, бывший столичный чиновник Игорь Ткач. Взвесив доводы сторон, судья Константин Селезнев оставил ходатайство Георгия Шкурко о передаче его дела в гражданский суд без рассмотрения.
Назад в прокуратуру?
После этого ожидалось, что будет, наконец, определен порядок исследования доказательств, которые первыми представляет прокуратура. Но защита Фролова и Васильева и тут внесла сумятицу в ход процесса, подав ходатайство о возвращении дела прокурору. По мнению адвокатов, оглашенное 8 августа обвинительное заключение пестрит нарушениями, которые препятствуют рассмотрению дела по существу.
Мотивируя свою просьбу, адвокат Васильева Александр Гофштейн указал, что по эпизоду мошенничества «не определено время и место окончания преступления, не установлена сумма ущерба и неверно определена фигура потерпевшего». По его словам, владельцем доли в «Юрпромконсалтинге» было ООО «Экосток», к которой ни Гляделкин, ни Ткач отношения не имели на момент ее продажи в 2011 году. «Единственным участником ООО «Экосток» являлся господин Федорцов, которому Ткач продал свою долю в 2008 году», — сказал защитник. Он отметил, что Гляделкина и Ткача следствие считает бенефициарными владельцами, однако понятие бенефициара появилось в законе лишь в 2013 году.
Кроме того, отметил Гофштейн, не вполне понятно, какую именно редакцию статьи 159 УК РФ («мошенничество») вменяют фигурантам, а ведь за последние 10 лет она многократно менялась.
Прокурор Ольга Михайлова попросила тайм-аут для того, чтобы подготовить мотивированное заключение по ходатайству защиты. В этой связи процесс был прерван до 27 августа.
Покидая суд, потерпевший Сергей Гляделкин высказал Business FM мнение, что ходатайство защиты направлено на затягивание процесса, с тем чтобы истек срок давности по делу об афере, а также срок исковой давности. «Наши оппоненты считают, что десятилетний срок истекает в декабре 2021 года. Но по факту и с точки зрения закона он начинается лишь с 2019 года, когда Фролов нам сказал, что платить [за долю в фирме] нам не будут», — заявил радиостанции потерпевший. По его словам, до этого времени с ним и с его братом вели переговоры, обещая рассчитаться за долю и выплатить порядка 200 млн долларов. Она фактически досталась бизнесменам Владимиру Столяренко и Александру Бондаренко, которые скрылись и были объявлены в розыск. По сведениям Гляделкина, в настоящее время СК расследует еще порядка шести эпизодов в отношении фигурантов. Они касаются хищения у него и Ткача долей в других фирмах, занятых в строительстве.