Бензин в России ставит ценовые рекорды, но Минэнерго и ФАС не вмешиваются
Лента новостей
Дефицита топлива на внутреннем рынке нет, заявили в ведомствах. Накануне на торгах цена бензина Аи-92 превысила 58 тысяч рублей за тонну — это самый высокий показатель в истории
Минэнерго и ФАС не видят поводов для ажиотажного спроса на топливо на бирже. Об этом говорится в сообщении антимонопольной службы. В Минэнерго также утверждают, что российский внутренний рынок полностью обеспечен топливом.
Эти заявления были сделаны в связи с тем, что накануне биржевая цена на бензин Аи-92 обновила в России исторический рекорд и составила 58 тысяч рублей за тонну. Бензин Аи-95 торгуется близко к своему рекордному значению в 60 тысяч рублей, которое было зафиксировано в конце июня.
Ранее Минэнерго предлагало запретить экспорт бензина ради внутренних цен. Однако в правительстве считают, что это крайняя мера. Вместо этого НПЗ рекомендовали увеличить продажи топлива на бирже не менее чем на 5 тысяч тонн в сутки.
Почему биржевые цены растут и может ли это отразиться на ценах на заправках? Об этом Business FM поговорила с вице-президентом Независимого топливного союза Дмитрием Гусевым:
— Основная проблема не в том, что что-то реально происходит со спросом и предложением, а в полном неинформировании участников рынка о том, что происходит. Уже неделю назад случилась авария в Уренгое, которая повлекла остановку завода «Газпром переработка», в результате которой снизились объемы производства бензинов и дизельного топлива. В каких объемах, когда, сколько, чего — никому неизвестно. Второй момент: у нас есть графики ремонта нефтеперерабатывающих заводов, которые не являются публичной информацией, что не позволяет частным компаниям самостоятельно создавать запасы с целью подстраховки. Основной вопрос к нашему регулятору о том, что рынок не обеспечивается достаточной информацией для принятия решений. Постоянные уговоры министерства энергетики и антимонопольной службы о том, что у нас все хорошо и все под контролем, без объяснения каких-то параметров дает обратный эффект, который мы видим на бирже.
— На этой неделе принято решение об увеличении отгрузок на биржу не менее чем на 5 тысяч тонн в сутки, есть идея ограничения экспорта. Это может как-то улучшить ситуацию?
— Это ручные меры. 5 тысяч тонн разделите на всю страну — и мы получим 60 тонн бензина в каждый регион. Как вы считаете, один вагон в регионе спасет отца русской демократии? Как мера успокоения — да, но нужен новый нормальный, адекватный системный подход, причем с участием всего правительства, в первую очередь Минфина, который должен понимать, что отрасль не только должна сдерживать цены в пределах инфляции, но и каким-то образом развиваться.
— И с ограничением экспорта та же история?
— Ограничение экспорта как мера — это хорошо, но экспорт нефтепродуктов и нефти дает нам пополнение бюджета. Если мы ограничим пополнение бюджета за счет снижения внутренних цен, то от этих низких цен никому толка не будет, потому что в бюджете денег не будет, и все равно покупать его будет не на что, даже дешевый.
— С учетом того, что вы сказали, удастся удержать розничные цены на бензин в пределах инфляции?
— В пределах инфляции однозначно удастся удержать. Я думаю, что этот кризис благополучно закончится, потому что еще буквально пару-тройку неделек потерпеть — сентябрь уже начинается, окончание сезона и снижение спроса, и само собой все успокоится без всяких ручных мер.
В пятницу, 13 августа, цены на 92-й бензин на бирже продолжают расти. Текущие котировки — почти 58,5 тысячи за тонну.