16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.31 / ₽ 8158
  • RTS1173.69
18 июня 2021, 12:40 Недвижимость

Онлайн-классифайды: на «ты» с вторичным рынком, арендаторами и молодежью

Лента новостей

«РБК Исследования рынков» проанализировало рынок сайтов объявлений для покупки, продажи и аренды недвижимости

Фото: depositphotos.com

Эксперты «РБК Исследования рынков» провели анализ рынка классифайдов недвижимости — сайтов объявлений, с помощью которых можно найти квартиру для покупки, продажи, аренды, словом, для любой недвижимой сделки. Некоторые выводы этого исследования заслуживают отдельного внимания.

Вывод первый: на данный момент львиная доля рынка онлайн-классифайдов в сегменте квартир (71,4%) приходится на «вторичку», только 17,8% занимают новостройки, и еще меньше (10,8%) — сегмент аренды. За последние два года объем рынка вырос с 7,3 млрд рублей до 8,9 млрд рублей, и прирост 2020 года по отношению к 2019-му составил 3,3%. Так как основной источник доходов для российских классифайдов — поступления средств от платных услуг при размещении рекламных объявлений, а не от совершения сделок, темп прироста оказался меньше, чем можно было предположить, глядя на общерыночный недвижимый ажиотаж последнего времени.

Вывод второй: классифайды являются сегодня если не самым, то точно очень востребованным ресурсом при подготовке к сделке с недвижимостью (конечно, в расчет не принимается элитный сегмент с его всегда принципиально иной жизненной позицией). Правда, выбор ресурсов, как оказалось, напрямую зависит от цели сделки. Например, сегмент аренды занимает только 10,8% рынка, при этом к услугам классифайдов прибегали 77% участников арендного сценария.

Если речь идет о продаже квартиры, профессиональные риелторы-люди, очевидно, обыгрывают своих интернет-конкурентов: владельцы жилья часто обращаются в агентства или к частным риелторам, чтобы те сделали фото или видео квартиры, сами выставили ее на сайты объявлений и так далее. А вот при покупке, наоборот, основным каналом являются сайты объявлений: к их услугам прибегали 62% опрошенных покупателей квартир. Риелторы всегда пользуются онлайн-классифайдами для поиска покупателя или недвижимости определенных параметров. А сами покупатели нередко самостоятельно ищут варианты на сайтах объявлений, потом самостоятельно звонят продавцу, которым может выступать агентство, но покупатели вообще не придают значения тому, с кем именно общаются, — с владельцем квартиры или с посредником.

Вывод третий: по итогам 2020 года больше половины рынка занимают два игрока — его лидер «Авито» совместно с принадлежащим ему порталом Domofond.ru (33,4%) и «серебряный» ЦИАН (20,6%). Правда, как отмечают авторы исследования, в декабре 2020 года ЦИАН купил компанию N1, чьей «специализацией» является территория Урала и Сибири. Поэтому по итогам 2021 года доля ЦИАН увеличится и окажется заметно ближе к суммарной доле «Авито» и Domofond.ru, поскольку сейчас ресурс N1 занимает около 5,5% рынка и является пятым по доле игроком. На третьем месте — «Яндекс.Недвижимость» (13,1%), на четвертом — «Юла» (6,5%). Как подчеркивается в исследовании, крупные игроки показывают существенный рост на фоне благоприятных условий на рынке недвижимости, отнимая долю у небольших компаний, которые продолжают терять позиции. Это приводит не столько к росту, сколько к перераспределению рынка онлайн-классифайдов недвижимости в России.

Безусловно, отсутствие в первой пятерке сберовского сервиса «ДомКлик» вызывает недоумение. Поэтому авторы исследования сочли необходимым объясниться: «Последний («ДомКлик») имеет глубокую специализацию на российском рынке недвижимости, а также предоставляет своим пользователям полный спектр услуг, в том числе по проверке и юридическому сопровождению сделок купли-продажи недвижимости. Также важным фактором является интеграция проекта «ДомКлик» в общую экосистему Сбербанка, с помощью которой пользователи сервиса могут получать смежные услуги — прежде всего услуги ипотечного кредитования сделок с недвижимостью. Вместе с тем выручка ресурса формируется в первую очередь не за счет размещения рекламы и платных объявлений, как у большинства классифайдов, а за счет совершаемых сделок купли-продажи, что по сути уже относится к риелторским услугам и выходит за рамки рассматриваемого в настоящем исследовании рынка. В связи с этим «ДомКлик» не был включен в общий рейтинг ресурсов по поиску недвижимости по доле от объема рынка». Кстати, именно благодаря одновременной работе на двух смежных рынках в исследовании не были учтены показатели компаний «Авахо» и «Этажи».

Наконец, вывод четвертый: в 2021 году прирост рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир может составить около 8%. «Данный канал служит в первую очередь не для совершения сделки, а для рассмотрения вариантов и поиска покупателя/арендатора. Поэтому возможные последствия, связанные с прекращением роста ипотечного кредитования, общей экономической ситуацией, развитием пандемии и так далее, либо вовсе не скажутся на показателях онлайн-классифайдов, либо даже окажут на них положительное влияние. Существенную роль сыграет и резкий скачок развития интернет-торговли. Кроме того, на рынке продолжатся тренды инновационного развития: ряд игроков будут развиваться по модели «ДомКлик» и помимо листинга оказывать услуги по проверке квартир и сопровождению сделок. Не стоит забывать и о том, что программа льготной ипотеки была продлена до 1 июля 2022 года», — перечисляют эксперты доводы в пользу классифайдов.

И еще: даже среди самой молодой аудитории, которая активно ищет предложения в социальных сетях, сайты объявлений оказались наиболее востребованным ресурсом — их выбрало 59,5% респондентов в возрасте 18-24 лет. Можно предположить, что с взрослением этой аудитории популярность данного канала также будет расти, считают в «РБК Исследования рынков».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию