16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
24 мая 2021, 01:52 Политика

Совпадение или тщательно спланированная операция? В Белоруссии задержан экс-редактор Nexta. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Рейс Афины — Вильнюс, на котором летел Роман Протасевич, экстренно посадили в Минске из-за сообщения о минировании. Взрывных устройств в итоге не нашли. Так что это было? И какими могут быть политические последствия?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В белорусском национальном аэропорту «Минск» незапланированно приземлился самолет компании Ryanair, который следовал по маршруту Афины — Вильнюс. В аэропорт приехали пожарные автомобили МЧС и машины скорой помощи. Предварительно было сообщение о возможном минировании борта, после чего в воздух подняли самолет сопровождения — истребитель МиГ-29. На борту Ryanair находился бывший редактор белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta Роман Протасевич, который был задержан. Против Протасевича в Белоруссии возбуждены уголовные дела за причастность к созданию и администрированию экстремистских телеграм-каналов. Он был объявлен в межгосударственный розыск и даже внесен в список причастных к террористической деятельности.

Одной из первых версию о том, что принудительная посадка самолета компании Ryanair была инициирована белорусскими властями исключительно с целью ареста оппозиционера, выдвинула экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская. Также отчасти с ее подачи по мировым СМИ разлетелась новость о том, что Протасевичу в Белоруссии грозит смертная казнь.

Второе неверно. Протасевич проходит обвиняемым по трем статьям: совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды; организация массовых беспорядков; организация действий, грубо нарушающих общественный порядок. Обвинение в терроризме официально против него не выдвинуто. Ни по одной из этих статей не предусмотрена смертная казнь, максимум 15 лет. Уже само по себе это снижает политический драматизм ситуации. Тем более что самолет с остальными пассажирами отпустили из Минска через несколько часов.

Что касается минирования как предлога для посадки самолета, то даже если это и так, данная версия для многих будет, как минимум, неочевидна. И формально будет трудно доказать такое обвинение, скажем, на уровне Международной организации гражданской авиации, чтобы исключить Белоруссию из нее, как на то уже намекает оппозиция.

Белорусские власти, со своей стороны, подчеркнуто старательно отработали версию о минировании: в Минске самолет и багаж пассажиров были тщательно досмотрены, привлекли саперов. При этом всем известно: даже на оказавшиеся впоследствии ложными подобные сообщения во всем мире принято реагировать как на реальные. И это является неотъемлемой частью системы безопасности гражданской авиации. То есть никак не реагировать нельзя.

И практически все спецслужбы мира не считают себя обязанными делиться подробностями относительно таких сигналов. В том числе потому, что они не заинтересованы в том, чтобы их заставляли вместо оперативного реагирования на сигнал, как на реальный, начать разбираться, не является ли это заведомым фейком — именно вместо такого реагирования. Ответственность по дискредитации усилий спецслужб заявлениями в том духе, что, мол, не надо реагировать на такие сообщения или реагировать как-то иначе, чем это сделали белорусские власти, возьмут на себя мало какие власти других стран. Тем более что в законодательстве ряда стран с известных пор появились положения не только о принудительной посадке самолета, представляющего террористическую угрозу, но и о том, чтобы сбивать самолеты, если становится известно, что они захвачены террористами и могут угрожать жизненно важным объектам на земле. Так, Владимир Путин признался в одном из интервью, что такая возможность всерьез рассматривалась, когда во время церемонии открытия сочинской олимпиады было доложено, что некий пассажирский самолет отклонился от курса и может быть направлен на Сочи для совершения теракта.

Действия белорусских властей не являются беспрецедентными. Например, в 2012 году турецкими ВВС был принудительно посажен в Анкаре летевший из Внуково в Дамаск сирийский пассажирский самолет А-320 из-за подозрений в перевозке военных грузов. После обыска и конфискации части груза самолет и пассажиров, среди которых были и россияне, отпустили. Частично схожий случай произошел в июле 2013 года, когда борт президента Боливии Эво Моралеса был вынужден совершить посадку в Вене из-за того, что Франция, Португалия и Испания разом отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства этим самолетом из-за подозрений, что на борту может находиться Эдвард Сноуден, выдачи которого требовали США. Самолет президента был досмотрен, после чего отпущен.

Что касается ареста Протасевича, то Минск будет настаивать, что, мол, так совпало. Опровергнуть это будет не так уж просто. Неслучайно власти Литвы, потребовав освобождения арестованного, сгоряча не стали давать развернутую оценку действиям в отношении самолета, и запросили от ЕС и НАТО некоего солидарного реагирования. Однако наиболее вероятной реакцией Запада могут стать лишь политические заявления и требования освободить оппозиционера, а также длительное, но заведомо безрезультатное расследование инцидента на уровне ICAO. А вот до практических масштабных мер санкционного порядка дело вряд ли дойдет. В том числе и потому, что на фоне сдувшихся массовых протестов в Белоруссии разыгрывать дальше карту тамошней оппозиции в ее нынешнем виде не представляется таким уж перспективным.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию