По его мнению, компании, которые быстро и эффективно адаптировали новые технологии в свои бизнес-процессы, выиграют в перспективе
Эксперт Cisco по решениям для совместной работы Николай Петренко рассказал о том, как изменился офис из-за перехода на дистанционную работу, почему будущее за корпоративными коворкингами и как заставить участников видеоконференций придерживаться регламента.
Николай, какие главные изменения, может быть, какие-то сломы в сознании произошли в отношениях бизнеса и «офиса» в пандемийный год?
Николай Петренко: Компании по всему миру, во многом вынужденно, встали на путь трансформации. Поверили, что сотрудники в свое рабочее время могут работать, находясь не в офисе, а где угодно. Для кого-то эти перемены стали болезненными, кто-то был к ним уже морально и технологически готов, но сегодня все ведущие аналитики мира и представители крупнейшего бизнеса говорят о том, что будущее за гибридным офисом, когда сотруднику разрешается работать некоторое количество дней из дома или откуда он захочет, и у него есть возможность приехать в офис и в комфортной обстановке заняться задачами, которые требуют живого общения или использования специального оборудования, которое есть в офисе.
Мы начали разговор с бизнеса, но в этих отношениях бизнес — сотрудник — офис не один участник, это такой любовный треугольник. Как изменилась в этом треугольнике роль сотрудника, изменилось ли восприятие сотрудником офиса и необходимости бывать в нем, изменилось ли отношение сотрудника к удаленной работе? Что об этом говорят те данные, которыми вы располагаете?
Николай Петренко: Это двустороннее движение: с одной стороны, бизнес думает, как адаптировать свои затраты, свои бизнес-процессы к новой реальности. Но делает он это не сам по себе, а во многом под давлением сотрудников, которые в своей массе поняли преимущества удаленной работы, когда им нет необходимости неэффективно тратить время на поездку в офис. У них дома сформировалась вполне комфортная среда для работы. Они смогли себе такие условия создать и теперь хотят, чтобы работодатель предложил более гибкие правила игры.
Лучшие соискатели ожидают от своего работодателя возможности работать в формате гибридного офиса.
Что говорит третья вершина этого треугольника? Как владельцы офисных площадей и создатели офисных центров отреагировали на пандемию? Видим ли мы какие-то сдвиги в их отношении и к арендаторам, и к сотрудникам арендаторов?
Николай Петренко: Они были вынуждены отреагировать. Первая волна пандемии привела к тому, что люди массово из офисов ушли. Компании попытались оптимизировать затраты на аренду площадей и так далее. Владельцы бизнеса пересматривают подходы к тому, какие площади будут им нужны для того, чтобы удовлетворить потребности своих сотрудников.
Владельцы недвижимости, предоставляющие офисы в аренду, переформатируют свой бизнес. Многие из них выбирают формат корпоративных коворкингов, когда пространство коворкинга предоставляется не физическим лицам или малым компаниям, а сдается большими кусками крупному бизнесу. Но теперь этот крупный бизнес не сконцентрирован в одном большом офисе где-то в центре города. Он может быть распределен между несколькими коворкингами высокого класса на территории города. Тем самым мы обеспечиваем сотруднику возможность быстрее добраться до офиса своей компании. Логистика упрощается, эффективность растет. Это те изменения, которые идут со стороны компаний, предоставляющих офисные пространства.
Если говорить о бизнесе, он выигрывает или проигрывает от новых правил игры в области организации работы из дома и из офиса?
Николай Петренко: Я бы сказал так: бизнес адаптируется, и те, кто делает это быстрее и грамотнее, — могут выиграть. По умолчанию, любое изменение, навязанное внешней средой, воспринимается как трудность, как затраты, потому что приходится менять бизнес-процессы. Но компании быстрые, компании, готовые к переменам с точки зрения цифровизации своих бизнес-процессов и — очень важный момент! — культуры, эти компании оказываются в выигрыше.
Бизнес адаптируется, и наиболее продвинутые представители делового сообщества от этого выиграют. Они смогут оптимизировать затраты на офисы. Возможно, они сократят площади, возможно, оставят ту же площадь, но переделают ее таким образом, чтобы меньшему количеству сотрудников было комфортнее там находиться, — тем самым они выиграют в эффективности своих бизнес-процессов и возможности привлекать лучшие кадры за счет того, что у них будут лучшие условия труда.
Вы сказали, что сейчас лучшие, наиболее привлекательные для бизнеса кандидаты настаивают на возможности гибридного офиса, на возможности частичной работы из дома. Очевидно, не лучшие — не настаивают. Есть ли какое-то расслоение между сотрудниками в отношении к гибридному офису, удаленному офису, работе из дома?
Николай Петренко: Я думаю, многое связано с возможностью или невозможностью конкретного человека организовать комфортные условия труда у себя дома. Насколько ему удобно в таком стиле работать. Задача работодателя — дать ему такой выбор. Не могу сказать, что это однозначно связано с лучшими или худшими кадрами…
Лучшие кадры, очевидно, диктуют свою политику. Они понимают, что в сложившейся ситуации могут претендовать на позиции в любом городе и любой стране. Современные технологии совместной работы это позволяют. Изменения на рынке труда, рост запроса на удаленные коммуникации и совместную работу стали серьезным стимулом для всех ключевых игроков — и для Cisco в том числе. Мы очень много инвестировали в разработку, в появление новых функций, новых продуктов, изменение ценовой политики. За прошедший год коммуникационные сервисы стали значительно более качественными и доступными для активного использования бизнесом.
Очевидно, изменившиеся правила игры потребуют и нового подхода к инструментарию, с помощью которого сотрудники общаются, работают, проводят совещания, брейнштормы, обмениваются информацией. Как сейчас выглядит набор инструментов, который необходим для гибридной работы, для работы из гибридного офиса? Какие решения предлагает Cisco и чем этот набор отличается от того, что было раньше?
Николай Петренко: В момент старта пандемии все платформы коммуникаций испытали взрывной рост нагрузки. Многие компании и их сотрудники были вынуждены использовать публичные и бесплатные сервисы: публичные мессенджеры, публичные платформы конференций и так далее. Но то, что отлично работает при личном использовании, не всегда хорошо для корпоративной среды. Происходит смешение личной и корпоративной переписки. Есть вопросы к информационной безопасности и удобству использования именно для работы.
В момент выхода из пандемии и планирования долгосрочной IT-инфраструктуры для крупного бизнеса мы в Cisco рекомендуем рассматривать корпоративные инструменты. В нашем случае это платформа Webex — сервис, объединяющий в себе корпоративный мессенджер, который может быть интегрирован с инфраструктурой компании, с ее списком контактов, календарем и так далее. Эта же платформа может взять на себя функции корпоративной телефонии, чтобы сотрудник, находящийся в режиме домашнего офиса, мог без проблем сделать звонок своему клиенту либо получить телефонный звонок от своего коллеги из офиса. И, конечно, это платформа онлайн-коммуникаций, видеоконференций для того, чтобы коллеги могли собраться на внутреннюю встречу проектной группы, они могли провести онлайн-встречу с подключением гостя по обычной ссылке, презентовать продукт клиенту, провести совещание… Все эти три сценария реализуются на базе платформы Webex.
Давайте обсудим офисное пространство и то, какие возможные технологические решения позволяют это офисное пространство подготовить к гибридной работе и использовать его более эффективно?
Николай Петренко: Пока у компаний есть еще небольшое окошко возможностей с точки зрения подготовки возвращения людей в офисы. Об этом надо начинать думать. Все аналитики сходятся во мнении, что нагрузка на переговорные комнаты в офисах возрастет. Будет увеличиваться количество переговорных комнат, и, скорее всего, их размер будет уменьшаться. Для того чтобы правильно спрогнозировать необходимое количество площадей, нужны соответствующие средства.
То, что мы делаем в компании Cisco, — это развитие нашей линейки оборудования для переговорных комнат, для видеосвязи, которое позволяет не только собраться и на высоком качестве провести переговоры, но и дать службам, отвечающим за развитие офиса, объективную информацию о том, сколько людей находятся в переговорной комнате, какой там уровень фонового шума, какое качество воздуха в этом помещении. Это позволяет динамически менять структуру офиса в соответствии с потребностями компании.
Например, переговорная комната рассчитана на 8 человек, а в ней в среднем присутствует 20. В такой обстановке невозможно работать. Или, наоборот, конференц-зал на 30 человек, а в нем в среднем 5 человек. А в это время 10 сотрудников никак не могут собраться на совещание, потому что не хватает переговорных комнат.
Следующее направление развития — это оптимизация и упрощение бронирования переговорных комнат: упрощение доступа к этой информации и простое бронирование одной кнопочкой на консоли около двери.
Мы все время говорим про офис, а гибридная работа предъявляет дополнительные требования — новые требования — и к организации второго рабочего места, второго рабочего пространства дома, где человек проводит большую часть рабочего времени. Какие тенденции вы здесь видите, какие решения вы предлагаете?
Николай Петренко: Домашний офис превратился в часть офиса обычного, поэтому требования к качеству аудио- и видеосвязи из дома такие же, как если бы сотрудник находился на деловых переговорах в офисе. Но к этому добавляется вопрос с приватностью, потому что мы находимся в своих квартирах, нам нужно думать о том, что может попасть в кадр, о том, какие нас окружают звуки и внешние шумы.
Мы в Cisco уделяем этому большое внимание. У нас есть как программные, так и аппаратные решения для того, чтобы сформировать качественную среду, качественный домашний офис. К примеру, на платформе Cisco Webex при звонках или участии в конференции вы можете использовать встроенную функцию шумоподавления для улучшения качества звука. Ставшая стандартом качества функция виртуального фона, позволяет скрыть все, что находится за спиной.
Мы запускаем новые продукты. Cisco предлагает клиентам гарнитуры, в том числе с аппаратным шумоподавлением. Мы начинаем поставлять клиентам веб-камеры, в том числе для домашнего использования, которые очень хорошо работают в условиях недостаточной освещенности.
Николай, как изменился деловой этикет, как изменились практики ведения переговоров в связи с наступлением пандемии и более активным использованием удаленной работы? Какие перемены вы тут видите и какие решения можете предложить?
Николай Петренко: Большее количество людей, в том числе и топ-менеджмент, стали активно использовать видеосвязь. Категории управленцев, которые до этого предпочитали только личные встречи, в какой-то мере вынужденно, стали использовать видеосвязь и поняли, что это на самом деле работает! Включение камер является важнейшим элементом любой онлайн-встречи. Когда человек не включает камеру, он позволяет себе заниматься какими-то параллельными делами. Это часть культуры, которая в крупных компаниях прививается руководителями. Они требуют от своих подчиненных включения камер и считают это частью рабочего процесса.
Другой момент, связанный тоже с культурой проведения деловых переговоров, — это корректное бронирование времени, корректный тайм-менеджмент для себя, для своих коллег. Мы теряем некие границы между личным временем и временем рабочим, мы теряем границы, обозначающие конец одной встречи и начало следующей. Новый уровень развития культуры связан с тем, чтобы мы более бережно относились к времени своих коллег. Когда мы приглашаем их на виртуальные встречи, мы обязательно оставляем возможность сделать перерыв, передохнуть между звонками.
В Cisco мы планируем запустить новую функцию в наших конференциях. Это шаблоны видеовстреч, когда время проведения и даже время выступления каждого из участников будет строго регламентировано. Чтобы никто не мог захватить микрофон, скажем так, и бесконечно что-то рассказывать. Каждый участник получит свои несколько минут, и будет соблюден временной регламент встречи.
Давайте обсудим вопрос интеграции новых каналов коммуникации с бизнес-процессами компании. Прежде всего, это продажи и сервис. Какие способы интеграции существуют и какие решения вы предлагаете?
Николай Петренко: На мой взгляд, интеграция бизнес-процессов в коммуникационную среду — это высший пилотаж, когда компания настолько глубоко продумывает и прорабатывает свои коммуникационные процессы, что может включать их в бизнес.
Это могут быть продажи, когда руководитель отдела продаж получает информацию о сделке не в CRM-системе, а в мессенджере. И чат-бот предоставляет ему всю необходимую фактуру, параметры проекта и спрашивает, согласовать или не согласовать. Для согласования достаточно нажать одну кнопочку. Мы не заставляем ключевого сотрудника тратить время на использование сторонних приложений, притом, что именно CRM-система, в конечном счете, и фиксирует все изменения.
Это касается и системы управления проектами. В корпоративном мессенджере Webex есть набор готовых интеграций с наиболее популярными на рынке платформами, управляющими разработкой и проектами. Готовая интеграция может быть подключена в групповой чат, чтобы все сотрудники получали уведомления о вновь открытой заявке, о ее изменениях, могли из дома фиксировать все изменения в системе управления проектами, просто отвечая на короткий вопрос боту.
Это важнейшая история, которая влияет на скорость проведения рутинных операций и, в конечном итоге, освобождает время сотрудника для более производительной работы.
Мы сегодня говорили о гибридном офисе, изменении бизнеса, о том, как бизнес подстраивается под новые требования, которые предъявляются к офисному пространству, как перестраиваются сотрудники и технологические компании. Эти перемены в целом, если смотреть на них сверху, во благо или, наоборот, для бизнеса, для общества, для экономики в целом? Переход к гибридной модели делает мир лучше или, может быть, если не хуже, то, как минимум, сложнее?
Николай Петренко: Я думаю, что это, конечно, больше благо. Нам очень повезло, что пандемия происходит именно сейчас, когда у нас есть подобные возможности, подобные технологии. Сложно представить, насколько драматичными могли быть последствия для бизнеса при отсутствии современных коммуникационных технологий. Буквально за несколько недель или месяцев бизнес по всему миру смог перестроиться и продолжить работу.
Технологии стали использоваться активнее, произошло массовое внедрение облачных технологий, переход к корпоративным, защищенным платформам вместо публичных систем. Все это принесет в перспективе значительную пользу тем компаниям, которые быстро и эффективно адаптировали новые технологии в свои бизнес-процессы.