16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8017
  • RTS1128.26
19 октября 2020, 06:33 Политика

Удастся ли сохранить договор СНВ-3? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Прекращение его действия с высокой вероятностью приведет к новой гонке стратегических вооружений на фоне резкого сокращения возможностей взаимного контроля, что резко усиливает, в свою очередь, угрозу случайного начала ядерной войны», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Советник по нацбезопасности США Роберт О'Брайен от имени администрации ответил отказом на предложение Владимира Путина продлить договор СНВ-3 хотя бы на год без всяких предварительных условий. Действие договора заканчивается 4 февраля 2021 года. Получится ли его сохранить?

Договор СНВ-3 является последним договором между Россией и США о контроле над вооружениями. Прекращение его действия с высокой вероятностью приведет к новой гонке стратегических вооружений на фоне резкого сокращения возможностей взаимного контроля, что резко усиливает, в свою очередь, угрозу случайного начала ядерной войны.

За время действия договора, до весны текущего года, обе стороны провели 328 взаимных контрольных инспекций на местах и обменялись 19 815 уведомлениями об изменениях в статусе единиц стратегических вооружений, например при перемещении, обслуживании и так далее. Происходил регулярный обмен телеметрическими данными в случае пуска ракет.

В последние недели казалось, что прорыв в деле хотя бы временного продления договора возможен. Об автоматическом продлении его на пять лет администрация Трампа и слышать не хотела, настаивая, во-первых, на присоединении к договору Китая, во-вторых, на включении в него новых видов вооружений, например гиперзвукового, а также любого ядерного, в том числе тактического, в-третьих, на ужесточении мер контроля, каковое требование можно считать «резиновым», тогда как Китай категорически уже отказался к договору присоединяться.

Тем не менее в начале октября советник по нацбезопасности США Роберт О'Брайен в срочном порядке встретился с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым в Женеве для обстоятельных переговоров. Главному переговорщику от США Маршалу Биллингсли последовало указание Белого дома изменить свои планы и встретиться с русскими. Речь шла, в представлении администрации США, о продлении СНВ-3 на год или два при условии заморозки всех ядерных арсеналов обеих стран, а не только стратегических, которые регулируются данным договором.

Это означало бы, очевидно, заморозку всех российских программ разработки новых систем вооружений, по которым Россия имеет пока преимущество перед Америкой. Путин 16 октября, кстати, заявил о готовности вести переговоры по этим системам, но в будущем. Также Москва сочла невозможным для себя брать на себя ограничительные обязательства по тактическим ядерным вооружениям.

По стратегическим вооружениям у двух стран сейчас как раз наблюдается примерный паритет. Так, США имеют максимальное число стратегических носителей — 800, из них 674 в развернутом состоянии, на которых установлены 1457 боеголовок. У России 764 стратегических носителя, из которых 510 в развернутом состоянии, на них установлено 1447 боеголовок.

Решение Москвы не идти навстречу администрации Трампа за три недели до президентских выборов можно понять. Вовсе не очевидно, что Трампу стоит делать сейчас предвыборный подарок, дав возможность похвалиться очередным внешнеполитическим успехом после серии более мелких таких побед в деле примирения арабов и израильтян на Ближнем Востоке.

Вполне возможно, что в Москве уже исходят из того, что на выборах победит Джо Байден, который ранее в своей предвыборной платформе вроде бы обещал продлить СНВ-3, в том числе автоматически на пять лет, что не потребует ратификации сенатом, в качестве основы для будущего, более комплексного соглашения.

Байден в случае победы как раз успеет вступить в должность до истечения срока действия договора. И возможно, в Москве надеются, что именно тема контроля над стратегическими вооружениями и договора СНВ-3 может стать основой для гораздо более конструктивного старта отношений с демократической администрацией, чем это принято пока считать.

Получается, что на Трампа в Кремле, похоже, больше не ставят. Ну а если он все-таки каким-то чудом выиграет, то тогда можно будет поговорить и о компромиссах на фоне дальнейшего продвижения в испытаниях тех систем вооружений, которых у Америки пока нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию