7 сентября 2020, 21:53 Компании
Крупнейшие американские банки рекомендуют покупать акции «Роснефти»
Среди них JP Morgan и Bank of America Merrill Lynch, а также крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs. Они прогнозируют, что капитализация компании будет расти
Крупнейшие банки США JP Morgan и Bank of America Merrill Lynch, а также крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs рекомендуют покупать акции компании «Роснефть», прогнозируя рост капитализации компании. Business FM обсудила это с инвестиционным стратегом УК «Ари Капитал» Сергеем Суверовым.
Сегодня хотелось бы обсудить конкретную компанию, которая представлена на российском рынке акций, и не только на российском рынке акций. Это компания «Роснефть». Если посмотреть на рекомендации, то такие крупнейшие инвестбанки, как JP Morgan, Bank of America, Merrill Lynch, а также Goldman Sachs рекомендуют покупать акции «Роснефти» и прогнозируют рост капитализации компании. Почему так происходит? Обсуждаем эту тему. С нами Сергей Суверов, инвестиционный стратег, управляющий компании «Арикапитал». Сергей, добрый вечер!
Сергей Суверов: Добрый вечер.
Итак, с чего хотелось бы начать? Вот много в последнее время разговоров про диверсификацию российской экономики. Пока вроде как не получается, нефтяная отрасль остается локомотивом нашей экономики, главным драйвером. И расскажите, какова значимость для страны компании «Роснефть» и всей отрасли.
Сергей Суверов: Действительно, государство в последнее время предпринимает заметные усилия по диверсификации экономики. Мы знаем, что даются налоговые льготы, например, IT-сектору. Это, наверное, правильно. Но с другой стороны, все понимают, что, конечно, нефтяная отрасль является системообразующей для экономики России, и так есть не только в России, в Австралии и Канаде такая ситуация. Ну и если мы поговорим о ведущей российской нефтяной компании «Роснефть», то ее значение для экономики может быть выражено, например, в двух цифрах: что по 2019 году налоговые поступления «Роснефти» составили пятую часть всех доходов бюджета, а сама компания «Роснефть» обеспечивает порядка 8% ВВП страны. Сама история этой компании достаточно уникальная — и в части развития бизнеса, и в части приватизации. Мы помним, что еще в 2006 году было проведено IPO на 10,7 млрд долларов, это был крупнейший оффер на то время в истории страны. В 2013 году была продажа акций BP за 4,9 млрд долларов, в части сделки по приобретению «ТНК-BP». Эта сделка прошла на высоком корпоративном уровне, и эффект от слияния компаний был оценен в 200 млрд долларов. В 2016 году была приватизация 19,5% акций за 11,9 млрд долларов и приобретен контрольный пакет «Башнефти» за 5,3 млрд долларов. Если мы поговорим о 2018 годе, то в 2018 году суверенный фонд Катара увеличил долю в капитале «Роснефти» до 18,93%, стал вторым стратегическим акционером «Роснефти» после BP, то есть действительно «Роснефть» имеет такую привлекательную структуру акционеров и, наверное, тут велика роль личности в истории компании. После того как Игорь Сечин стал главой «Роснефти», она превратилась из «мешка обрезков», которой она была еще в конце 90-х годов после приватизации в действительно мирового лидера с долей на мировом рынке углеводородов порядка 6%. Это, конечно, благодаря тому, что Сечин известен как эффективный переговорщик, обладает стратегическим видением, вникает в детали развития всех бизнесов, поэтому, наверное, в том числе это его личная заслуга.
Ну вот конкретики хотелось бы немножко, все-таки 25 лет — много это или мало для нефтяной компании. Все-таки «Роснефть» — это, как вы уже сказали, мировой лидер отрасли. Вот как это удается за такой промежуток времени, не знаю, насколько он короткий или длинный, — на ваш взгляд.
Сергей Суверов: Ну, удается благодаря эффективному руководству, благодаря конкурентным преимуществам — это низкие затраты на производство нефти., хорошие логистические цепочки, колоссальная ресурсная база. А если говорить о цифрах, то, например, с конца 90-х годов «Роснефть» увеличила добычу жидких углеводородов в 19 раз, достигнув показателя в 230 млн тонн в год. В 10 раз выросла добыча газа. Выручка выросла более, чем в 115 раз. А капитализация за 10 лет — на 65%. То есть это действительно, такой достаточно важный феномен всей экономики России, это высокая динамика развития бизнеса. Ну и с точки эффективности, компания действительно лидер, один из лидеров мировой отрасли по удельным затратам на производство нефти.
То есть можно сказать о том, что перерождение «Роснефти» в мирового лидера, еще помимо всего прочего, сказывается на отношении к России в целом?
Сергей Суверов: Да, безусловно, это сказывается на отношении к России в целом. Россия — это полноправный игрок на мировом нефтяном рынке. Мы видим, что ни одни переговоры по судьбе нефтяного мирового рынка не проводятся без участия России. А если бы, допустим, не было бы такого игрока серьезного, как «Роснефть», то, наверное, переговоры эти вели бы только США и Саудовская Аравия, а Россия в общем-то фактически в этих переговорах не участвовала бы. Если мы посмотрим на те же выступления Игоря Сечина на разных международных энергетических форумах, то они обычно встречены особым вниманием, их ждут, это событие для мировых нефтяников. То есть они отличаются глубокой аналитикой, вот, и поэтому всегда Игорь Иванович подчеркивает то, что у России есть конкурентное преимущество, это низкие издержки на производство нефти, ну и главное, это очень большая ресурсная база, которая позволяет нам достаточно уверенно смотреть в будущее.
Россия завязана в такую непростую геополитическую ситуацию с Западом, да и в целом в мире. Вот есть ли у «Роснефти» потенциал для дальнейшего развития, для сохранения текущих позиций, учитывая как раз вот эту очень, очень непростую геополитическую ситуацию?
Сергей Суверов: Мы видим, что несмотря на санкции, и в общем не простую геополитическую ситуацию, «Роснефть» успешно организует ряд новых проектов. Это и поставки нефти в Китай, и модернизация НПЗ, это судостроительный кластер на Дальнем Востоке, ядром которой является судостроительная верфь «Звезда». Ну и главный, наверное, стратегический проект — это «Восток Ойл», освоение северных месторождений. Аналитики называют этот проект новым Самотлором, который даст мультипликативный эффект для развития всей экономики. В части таких отраслей, как судостроение, приборостроение. В частности, планируется строительство морского терминала с перевалкой до 100 миллионов тонн в год. И самое главное, что это ресурсный потенциал. Ресурсный потенциал в 5 миллиардов тонн легкой малосернистой нефти. То есть вот действительно проект будущего. Но также есть и интересные проекты не только по добыче, но и по нефтепереработке. Причем не только в России, но и за рубежом, в части развития нефтепереработки в Индии и в Германии. Ну действительно, у «Роснефти» достаточно много перспективных проектов, которые будут оценены, наверное, ростом капитализации компании.
Ну, помимо этого «Роснефть» еще и госкомпанией является. Соответственно, компания реализует множество задач государственной важности. Вот как удается соблюдать баланс между реализацией госзадач и сохранением инвестпривлекательности?
Сергей Суверов: Ну, компании действительно удается балансировать между интересами государства и миноритарных акционеров. Дело в том, что «Роснефтью» реализуются будущие и текущие проекты с максимальной прибылью, что выгодно как миноритарным акционерам, так и государству. Кроме того, «Роснефть» имеет прогрессивную среди госкомпаний дивидендную политику, выплачивая 50% чистой прибыли в качестве дивидендов. Ну, в общем-то мы видим, что по структуре акционеров в «Роснефти» есть и международные акционеры, акции компании торгуются на международных площадках. Есть и наличие серьезных стратегических инвесторов в лице BP, Суверенного фонда Катара, которые тоже в общем-то помогают вместе находить какие-то новые подходы и в части развития технологий, и с точки зрения экологии, которые позволяют действительно, наверное, говорить о том, что есть перспективы и к дальнейшему росту капитализации, что выгодно и для государства, и для частных акционеров.