16+
Суббота, 14 сентября 2024
  • BRENT $ 72.18 / ₽ 6563
  • RTS928.07
2 сентября 2020, 20:57 Право

Дело о хищениях в Ново-Огареве может остаться без преступного сообщества

Лента новостей

Защита миллиардера Дмитрия Михальченко и экс-главы ФГУП «Атэкс» Андрея Каминова заявила ходатайство о частичном прекращении дела по статье об организации преступного сообщества. Эксперты отмечают: это одно из трех знаковых дел, по которым станет ясно, исполняются ли внесенные президентом изменения в закон

Дмитрий Михальченко.
Дмитрий Михальченко. Фото: Антон Кардашов/АГН «Москва»

На процессе по уголовному делу о хищении 1,3 млрд рублей, которое, по мнению следствия, имело место при строительстве объектов резиденции президента в Ново-Огареве, защита подняла вопрос о частичном прекращении дела в отношении главных фигурантов: бывшего директора ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны (ФСО) Андрея Каминова и миллиардера Дмитрия Михальченко. Адвокаты просили закрыть дело по самой тяжкой статье — об организации преступного сообщества, по которой подсудимым грозит до 20 лет заключения.

Андрей Каминов назвал «бредовой» версию следствия о том, что внутри ФСО могло существовать структурное подразделение организованного преступного сообщества, а поддержавший его глава холдинговой компании «Форум» Дмитрий Михальченко заметил, что она в уголовном деле, «мягко говоря, совсем не к месту».

Ходатайство о частичном прекращении уголовного преследования главных фигурантов на заседании Второго Западного окружного военного суда 2 сентября заявила защита Андрея Каминова. Адвокат подсудимого Александр Шутков мотивировал свою просьбу предложенными президентом и принятыми в апреле 2020 года изменениями в Уголовный кодекс.

В соответствии с ними учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юрлица, не подлежат уголовной ответственности по статье 210 УК («организация преступного сообщества»). Исключение могут лишь составить случаи, когда юрлицо или его подразделение было заведомо создано для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

Преступное сообщество внутри ФСО?

Защитник напомнил, что, согласно обвинительному заключению, генеральный директор холдинговой компании «Форум» Дмитрий Михальченко создал ОПС в 2011 году с целью хищения бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию объектов госвласти, подведомственных ФСО России. Одним из структурных подразделений преступного сообщества следствие считает ФГУП «Атэкс» ФСО. По версии обвинения, в 2011 году Каминов, используя свое служебное положение, возглавил это структурное подразделение и руководил им. Он же был и его единственным участником.

Помимо Каминова и Михальченко, перед судом предстали четверо: экс-руководитель Службы инженерно-технического обеспечения (СИТО) ФСО генерал-лейтенант запаса Игорь Васильев, офицер ФСО, начальник одного из отделов СИТО полковник Дмитрий Улитин и двое руководителей компаний-субподрядчиков: бывший генеральный директор компании «Стройфасад» (входит в «Балтстрой») Сергей Литвинов и глава московского представительства фирмы «Климат проф» Борис Мальцев.

Всем вменили растрату в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), Михальченко — организацию преступного сообщества, Каминову — руководство структурным подразделением ОПС с использованием служебного положения, а Литвинову — участие в нем (ч. 3 ст. 210 УК РФ).

По версии следствия, в декабре 2012 года ФСО заключила госконтракт с ведомственным ФГУП «Атэкс» на строительство дома приемов, гостиницы со спортзалом, комендатуры, гаража, ангара для хранения парковой техники, контрольно-пропускного пункта и других объектов в президентской резиденции «Ново-Огарево». Сумма сделки составила 5,7 млрд рублей. Следствие утверждает, что сумма договора была завышена с помощью применения коэффициентов, используемых при строительстве закрытых объектов. Это повлекло увеличение цен на материалы и оборудование. В результате около 1,3 млрд рублей украли. В ходе разбирательства, которое стартовало в октябре 2019 года, подсудимые не признали вину.

Настаивая на прекращении дела по статье 210 УК, Александр Шутков указал, что ФГУП «Атэкс» было создано в 2000 году Мингосимуществом и занималось законной предпринимательской деятельностью как до назначения туда Каминова, так и после его задержания, завершая заключенные контракты. Организация платила налоги и имела в своем штате 80 сотрудников, фирмой-однодневкой никогда не являлась и не создавалась исключительно для совершения преступлений.

В настоящее время предприятие находится в стадии банкротства. Среди объектов, строительством и реконструкцией которых занималось ФГУП «Атэкс», президентские резиденции «Горки-9», «Бочаров ручей» и «Ривьера» в Сочи, Триумфальная арка на Поклонной горе, комплекс зданий и сооружений на Красной площади. Компания построила здание Мосгордумы, отреставрировала шпиль и ряд помещений здания МИД, вела реконструкцию высотки на Котельнической набережной и здания Московской консерватории.

«Они не могут тут видеть, а тут не видеть»

«Поскольку сторона обвинения не выполняет возложенную на нее обязанность по отказу от обвинения Каминова по части 3-й статьи 210 УК РФ в связи с ее декриминализацией, сторона защиты считает необходимым самостоятельно поставить данный вопрос для разрешения его судом», — сказал Шутков.

Адвокаты других подсудимых, в том числе защита миллиардера Михальченко, горячо поддержали поданное ходатайство. Высказались и сами Михальченко с Каминовым, единственные из шестерых подсудимых, кто находится под стражей.

Попеняв на то, что «прокуратура не хочет следить в данном деле за соблюдением закона», Андрей Каминов заметил, что решение суда покажет, как «соблюдается воля президента и законодателя». «Мы посмотрим, это работает или это все фейк и никто не хочет выполнять указание президента», — заметил Каминов. Он настаивал: поскольку ФГУП было создано правительством РФ, то «оно не могло быть создано для преступных целей и вело обычную коммерческую деятельность».

«Бредово выглядит версия, что внутри ФСО могло существовать структурное подразделение организованного преступного сообщества, — заявил Каминов. — Во-первых, во ФГУПе работали четверо действующих сотрудника ФСО. Они контролировали финансы, безопасность, юротдел и главного инженера. Кроме того, за предприятием постоянно надзирали оперативные службы и проводили проверки. И что, вы хотите сказать, что они шесть лет не видели, что внутри ФСО было преступное сообщество? Это же просто смешно! Они не могут тут видеть, а тут не видеть. Это говорит о том, что никакого структурного подразделения ОПС не существовало».

В свою очередь, миллиардер Михальченко посетовал на то, что особо тяжкая статья появилась в деле для того, чтобы получить «нужные» показания от других фигурантов. Пятеро из них предпочли признать вину и заключили сделку со следствием, троим Мосгорсуд уже вынес приговор. «Их просто сломали», — заявил Михальченко. Впрочем, подсудимый заметил, что «понимает» «досудебщиков», так как сам сидит в «Лефортово» четыре с половиной года, а Каминов три с половиной года.

«Я не понимаю, почему забрасывают грязью ФСО и Каминова, который построил много объектов и сдал их вовремя без замечаний. Представитель потерпевшего говорит: вас не обвиняют в том, что вы плохо построили, а в том, что вы много заработали!» — возмутился бизнесмен. Он присоединился к просьбе о частичном прекращении дела.

В свою очередь, представитель потерпевшего (им по делу признано ФСО) Александр Колодин и руководитель группы гособвинителей Антуан Богданов (в деле участвуют сразу четверо прокуроров. — Business FM) просили ходатайство отклонить как преждевременное. Они отметили, что еще не все доказательства исследованы.

Три знаковых дела

По мнению юристов, несмотря на вступление в силу изменений в УК, Верховный суд РФ еще не дал разъяснений, как применять новый уголовный закон, чем и пользуются правоохранители, которые используют статью 210 УК РФ, чтобы держать обвиняемых под стражей длительное время, добиваясь признательных показаний.

Ранее 26 июня военный суд перевел Михальченко и Каминова под домашний арест, но уже 29 июня апелляция отменила это решение. «Одним из оснований отмены решения суда первой инстанции было указано на наличие у них статьи 210 УК РФ», — отметил Александр Шутков.

По словам главы Ассоциации защиты бизнеса Александра Хуруджи, пока нет статистики о том, насколько часто применяются апрельские изменения. Подвижки есть, но не по знаковым бизнес-делам, признает он. «Мы видели изменения лишь в нескольких делах. Так, в июле 2020 года Мещанский суд Москвы оправдал по статье 210 УК РФ фигурантов так называемого дела белгородских энергетиков. Впрочем, за пособничество в растрате 241 млн рублей пятеро подсудимых получили от шести до девяти лет заключения. По более резонансным делам ничего не изменилось», — прокомментировал он Business FM ситуацию.

Чтобы примечание к статье 210 УК заработало, «необходимо волевое решение сверху», полагает Хуруджи. «Когда сверху есть волевой посыл: ребята, не перегибайте палку, применяйте статью 210 УК в отношении представителей преступного мира, а не бизнесменов, то изменения в УК заработают», — уверен эксперт.

Член Общественного совета центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» при аппарате уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова адвокат Лариса Мове констатирует, что все юридическое сообщество «пристально следит за тем, как будет применяться примечание к статье 210 УК РФ на примере трех «знаковых дел»: в отношении миллиардера Дмитрия Михальченко, бывшего министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, а также основателей группы «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.

Всем им также предъявлено обвинение по статье 210 УК РФ. Как выяснила Business FM, ранее их защита уже заявляла аналогичное ходатайство на следствии. Однако по делу братьев его отклонили, а по делу Абызова защита еще не получила ответ.

«Я считаю, что ни в одном из этих трех дел статьи 210 УК нет, — заявила Business FM Лариса Мове. — Есть надежда, что при поступлении в суд там вспомнят, что есть право, а не только политическая целесообразность или еще что-то. Очень хотелось бы надеяться, что принятые изменения начнут работать».

Ожидается, что военный суд вынесет решение о возможности частичного прекращения дела в отношении Михальченко и Каминова 4 сентября. Именно до этой даты гособвинение попросило время, чтобы подготовить мотивированное возражение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию