Moody´s сохранило прогноз по снижению ВВП России по итогам 2020 года на 5,5%
Лента новостей
Также не изменился прогноз для стран «большой двадцатки»: в 2020 году падение экономики G20 составит 4,6%, а в 2021 году ожидается рост на 5,3%
Агентство Moody´s не изменило прогноз по ВВП России на 2020 год, по мнению аналитиков, падение составит 5,5%, а в 2021 году ожидается повышение на 2,2%.
Падение экономики в странах G20 по итогам 2020 года составит 4,6%, а в 2021 году ожидается рост на 5,3%, согласно прогнозам Moody´s. Полному восстановлению ВВП стран «большой двадцатки» может помешать вторая волна пандемии COVID-19.
Чем обусловлен такой прогноз? Мнение генерального директора УК «Спутник — Управление капиталом» Александра Лосева:
— Чем больше меры поддержки правительств и центральных банков, тем быстрее экономика восстанавливается. Мы не настолько сильные и не настолько мощные приняли меры, поэтому мы отстанем от всего мира. Но опять же, эта рецессия рано или поздно закончится, и впереди другие проблемы. Впереди, возможно, нас еще ожидает мировой кризис, и он будет связан и с долговыми проблемами, потому что уже прогнозируются каскадные дефолты и сокращение трансграничных потоков капиталов, сокращение кредитования, что может снова вызвать уже в следующем году проблемы. В нашей экономике платежеспособный спрос и вообще спрос достаточно медленно восстанавливается. Несмотря на резкую девальвацию рубля — рубль сейчас одна из худших валют мира, — тем не менее инфляция у нас не растет, это означает, что мы, скорее всего, в дефляционной спирали. Дефляция — это очень плохо для экономического роста, это значит, что никто не тратит деньги, потому что их нет. И то, что мы сейчас восстанавливаемся, это идет на отложенном спросе, он будет удовлетворен в этом году. Как мы будем расти в следующем году, можно только гадать.
— Агентство улучшило прогноз для КНР, китайская экономика в этом году, как ожидается, увеличится почти на 2%, прогноз на 2021 год сохранен на уровне 7%.
— Во-первых, это эффект низкой базы. Во-вторых, это колоссальные денежные эмиссии, стимулирующие меры, чего не хватает нам. Китайцы еще способны за счет внутренних ресурсов, за счет эмиссии юаня, за счет кредитования вытащить всех, потому что мы говорим о деглобализации, но на самом деле ничего пока не происходит, глобализация сохраняется. Китай — это по-прежнему всемирная фабрика, и мировая экономика выходит из пандемии, производить будут там, где есть мощности для производства, а это в большей степени в Китае. У остальных просто нет денег, чтобы заменить собой Китай, все в кризисе, все в рецессии.
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин согласен с прогнозом в отношении российской экономики, но что касается мирового тренда — это слишком оптимистичный сценарий, полагает собеседник Business FM.
— Их взгляд на «большую двадцатку» несколько оптимистичен. Падение на 4,6%, учитывая, как хорошо сейчас прошелся вирус, карантин по многим экономикам европейским и американской скорее выглядит довольно оптимистичным взглядом, чем наши минус 5,5%. А вот восстановление в 2021 году на 5,3% означает, что хорошо восстанавливаться должны и развитые экономики, что мне пока кажется совершенно неочевидным, учитывая, что нет оснований полагать, что в 2021 году с вирусом будет покончено. То есть тот факт, что мы получим либо к 2021 году, либо в 2021 году вакцину и ее начнут производить, вовсе не значит, то все получат ее оперативно. «Большая двадцатка» последние 11-12 лет в среднем росла быстрее, чем Россия, поэтому тот факт, что мы восстанавливаемся всего лишь на 2,2%, притом что Moody's ждет в среднем 5,3% от G20, — это разумно. Российская экономика давно не росла. К сожалению, мы оказались не способны, власти в том числе, создать условия для развития экономики. И наш ответ на любой кризис последнего времени, будь то кризис 2008-2009 годов, будь то кризис 2014-2016 годов, в части роста очень вялый. То есть восстановление после кризиса занимает несколько лет, и в принципе весьма и весьма небыстро идет. Потребительский спрос — а это основной драйвер российской экономики за последние годы — очень неуверенно восстанавливается. Видим всплеск интереса к розничной торговле и покупкам, но при этом платные услуги населению находятся в очень плохом состоянии. А промышленность не восстанавливается, и дело не только в сделке ОПЕК+.
— Если экономика будет восстанавливаться слишком медленно, что с рублем будет?
— В данном случае скорее нефть определит цену рубля. Там иные факторы, например возможные санкции или что-нибудь похожее, нежели динамика экономического развития. Курс не так сильно, как может показаться, влияет на то, растем мы быстрее или растем мы медленнее. У нас, похоже, потеряны условия для динамичного развития безотносительно того, сколько стоит рубль.
Moody´s предполагает более существенное снижение экономики еврозоны в 2020 году — на 9%, при этом в 2021 году по-прежнему ожидается рост на 6,3%. Аналитики агентства не стали менять оценки изменения ВВП США — падение на 5,7% в 2020 году и повышение на 4,5% в 2021 году.