Против IT-директора «Почты России» возбудили уголовное дело
Лента новостей
В «Почте России» подтвердили эту информацию. Кроме того, по данным СМИ, в ряде IT-компаний прошли обыски, следственные действия связаны с подозрениями о картельном сговоре
Обновлено в 15:31
Против замгендиректора по информационным технологиям «Почты России» Сергея Емельченкова завели уголовное дело. О его задержании и обысках в нескольких IT-компаниях сообщило издание TAdviser. Позднее информацию о возбуждении уголовного дела в отношении топ-менеджера «Почта России» подтвердила РБК. Расследование ведет столичный главк Следственного комитета.
Следствие ходатайствует о домашнем аресте для Сергея Емельченкова, сообщили в Чертановском суде. По словам пресс-секретаря суда, Емельченкову предъявлено обвиненние по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ — «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий», он предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
По данным источника TAdviser, следственные действия связаны с подозрениями о картельном сговоре. Кроме того, в «Почте России» с февраля новый гендиректор — бывший вице-премьер Максим Акимов, отмечает главный редактор портала TAdviser Александр Левашов.
Александр Левашов главный редактор портала TAdviser «Это не первый случай, когда крупные IT-компании подозреваются в создании картеля, поэтому это не очень удивило. «Почта России» является одним из крупнейших заказчиков в области информационных технологий в нашей стране, там IT-бюджет исчисляется десятками миллиардов рублей. Поэтому это лакомый кусок для многих игроков IT-рынка, и с целью зайти и получить крупные контракты вполне возможны какие-то договорные отношения между, казалось бы, конкурентами. Масштабы действительно могут быть велики, хотя это предстоит расследовать. В отношении конкретно «Почты» я бы не сказал, что история тянется давно. Емельченков работает там давно и достаточно успешно, известно о многих крупных, серьезных, прорывных IT-проектах, которые он реализовал. Но в целом IT-рынок у нас достаточно узкий, компании работают на рынке по 20-30 лет, все друг друга знают, и я вполне могу себе представить такие договоренности между ними. В «Почте», как вы знаете, недавно поменялся генеральный директор. С одной стороны, это могло стать причиной, по которой было решено поглубже заглянуть, что и как устроено в процессах, закупках «Почты». И Акимов как бывший вице-премьер — влиятельный человек, он буквально на днях проводил встречу с президентом, не исключено, что и эти вопросы там обсуждались, то есть ему был дан карт-бланш на крупные изменения в деятельности «Почты», и, видимо, он решил начать изменения с таких шагов. С другой стороны, я не исключаю, что правоохранительные органы могли годами наблюдать и расследовать какие-то определенные аспекты деятельности, а потом в какой-то момент дать этому делу ход».
Каким мог бы быть картельный сговор, если он действительно существует, объясняет гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Если мы говорим о компаниях в IT-сфере, то, скорее всего, это была разработка определенного программного обеспечения для компании и, скорее всего, был сговор между разработчиками о цене, о каких-то параметрах сделки. И об этих параметрах сделки должно было быть известно заказчику в данном лице сотрудника компании, и он просто-напросто допустил заключение контракта, зная о том, что есть нарушения антимонопольного законодательства. То есть есть разработчики IT-решений, например программного обеспечения, есть цена на софт, скажем, 100 рублей, есть цена на софты другой компании-разработчика, скажем, 110 рублей. Представители этих компаний встречаются и договариваются: давайте мы будем продавать по единой цене наш софт — вы за 130 рублей, и мы за 130 рублей, и будем действовать так на рынке. Преступление, связанное с антимонопольным регулированием, расследовать достаточно тяжело. Здесь имеет место инсайдерская информация. То есть расследовать это преступление, основываясь на той информации, которая есть в интернете либо в контрактах, достаточно тяжело. Необходимо все-таки иметь инсайдера, информатора изнутри. А по одному звонку, по одному сигналу такие задержания не происходят. Должно быть наблюдение, должна быть доказательная база, которая копилась, и уже прокурор санкционировал арест и задержание, и есть какой-то свидетель, которого будут предъявлять на суде».
Сергей Емельченков работает в «Почте России» с 2013 года. До этого он был замгендиректора по IT компании «Ренова финанс», гендиректором «КЭС-Энергосбыт», пишет РБК.
По данным источников TAdviser, следственные мероприятия прошли в Национальной компьютерной корпорации, в компаниях Merlion, «Инфосистемы Джет», «Ай-Теко», «Техносерв», Maykor и «Софтлайн». Business FM позвонила в одну из компаний, где прошли обыски. Вот что сказала замдиректора по маркетингу компании «Инфосистемы Джет» Александра Криштопа.
Александра Криштопа замдиректора по маркетингу компании «Инфосистемы Джет» «Мы не комментируем чьи-то задержания и обыски, которые не относятся к нашей компании. Про себя можем сказать, что о предмете обысков пресс-службе неизвестно, но мы оказываем полное содействие правоохранительным органам. Действительно, вчера проводились обыски, но компания работает в обычном режиме».
Кроме того, один из источников TAdviser сообщил, что 14 июля также был задержан президент Национальной компьютерной корпорации Александр Калинин, а его сын Алексей Калинин дал подписку о невыезде. Пресс-служба НКК воздержалась от комментариев.
НКК — крупнейший по выручке IT-холдинг в России. В его состав входят производитель компьютерной техники «Аквариус», системный интегратор «Систематика» и другие. Александр Калинин ранее работал в Федеральном агентстве правительственной связи и информации, которое было расформировано в 2003 году, и был советником министра связи по вопросам информатизации, отмечает РБК.