16+
Понедельник, 9 сентября 2024
  • BRENT $ 71.47 / ₽ 6419
  • RTS920.06
10 июля 2020, 14:52 Общество

В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий внесудебное изъятие детей из семьи

Лента новостей

Согласно документу, отобрать детей без суда можно будет лишь в случае угрозы их скорой смерти. С остальными ситуациями будут разбираться в суде

Фото: Артем Ленц/ТАСС

Обновлено в 16:36

Сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенников внесли в Госдуму законопроект, который предлагает изменить порядок изъятия детей из семьи. Согласно документу, вопросами изъятия детей будет заниматься суд.

Для этого Гражданский процессуальный кодекс дополнится новой категорией дел особого производства — об отобрании ребенка. При этом возможность забрать детей из семьи без решения суда сохранится, но сделать это можно, только если ребенку угрожает смерть в течение нескольких часов. С остальными случаями будут разбираться в суде.

Адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву Антон Жаров приветствовал эту инициативу. Вот что он сказал Business FM:

Антон Жаров адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву«Наконец-то мы стали процессуально оформлять эту очень темную и непрописанную процедуру отобрания ребенка из семьи при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Бывают выбитые стекла, пьяные, лежащие в нечистотах родители, и холодный дом, где ползает ребенок, которому нечего есть. И что в этой ситуации прикажете делать? Конечно же, забирать. Потому что угроза жизни и здоровью ребенка явно есть. Вопрос в том, что иногда под эту достаточно резиновую формулировку попадает довольно много разных историй, которые не являются такой уж непосредственной угрозой жизни и здоровью. В конце концов количество примеров превысило критическую массу, и два уважаемых человека, Клишас и Крашенниников, внесли законопроект, который, я надеюсь, пройдет. Он требует некоторой доработки, но это нормально для данного закона. Очень хорошо, что теперь вопросами отобрания будет заниматься суд, потому что это не требует от органа опеки, который не обладает такой квалификацией, пониманием общей ситуации, как судья, принятия такого сложного решения. Теперь это решение будет принимать суд. И второй момент: исполнение будет осуществляться с участием органа опеки и попечительства, но делать это будут судебные приставы-исполнители, что тоже очень важно. На сегодняшний момент у нас на органе опеки и попечительства висело все: и сам определи, есть ли угроза жизни и здоровью, и прими решение, и сам отбери, и сам помести, и сам в течение семи дней выйди с иском в суд о лишении родительских прав».

По словам адвоката, существенный минус в законопроекте — пункт о том, что суд должен рассмотреть дело об изъятии ребенка из семьи в течение суток. Для подобной скорости принятия решений по таким сложным вопросам нужна серьезная дополнительная профподготовка и техническая оснащенность суда.

C одной стороны, это закон, которого ждали, и выглядит он на этапе внесения в Госдуму разумным. Большой плюс, когда сотрудники органов опеки должны не только сами убедиться, что есть угроза жизни и здоровью ребенка, но и убедить в этом судью. С другой стороны, простор для злоупотреблений для опеки остается большой, отмечает юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор.

Павел Кантор юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики»​ «Опасения, которые возникают в связи с этим, носят двойной характер. Органы опеки и так сейчас часто практикуют такое квазиизъятие: в спорных случаях они не проводят официальное изъятие ребенка из семьи, а используют другие методы, например оказывают очень жесткое давление на родителей, чтобы родители подписали добровольное согласие о передаче ребенка, и это не называется «изъятие», это называется «родители сами согласились». Или же органы опеки делают вид, что они нашли беспризорного ребенка на улице, и оформляют вместо изъятия ребенка из семьи протокол о выявлении безнадзорного ребенка. Возможно, можно опасаться того, что если на органы опеки будет возложена обязанность обращаться в суд для рассмотрения таких дел, то они просто будут практиковать такие квазиизъятия. И это открывает простор для злоупотреблений».

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова рассказала Business FM, что за три с лишним года своей работы в этой должности ни разу не сталкивалась со злоупотреблениями со стороны опеки. Хотя она подтвердила, что чаще родители сами оформляют согласие на временное помещение ребенка в госучреждение.

Ксения Мишонова уполномоченный по правам ребенка в Московской области «Поверьте мне, ребенка забирают, и забирают временно, но в реально очень тяжелых случаях, когда никто из комиссии по делам несовершеннолетних, из сотрудников полиции не могут гарантировать, что с ребенком не случится в ближайшее время что-то. Сейчас чаще встречаются случаи, когда работают с семьей и когда родители сами пишут заявление о временном помещении детей в социальный центр, пока семья не придет в себя. Но в любом случае все, что делается, чтобы не было перегибов на местах и не калечили детскую психику по выдуманным обвинениям, конечно же, мы приветствуем. Мне сейчас, если честно, больше необходимы изменения в законодательстве. Есть норма, по которой при изъятии ребенка из семьи у опеки есть всего лишь неделя, и то она есть на то, чтобы подать в суд на лишение прав или на ограничение прав родителей. Сейчас эта норма категорически работает против детей, против семей. Если мы хотим сохранить семью, тогда надо дать возможности всем органам профилактики, соцзащите. Дать возможность и время поработать с семьей. Нам нужно убрать эту норму, по которой через неделю надо выйти в суд с иском на ограничение или на лишение прав родителей».

Внесудебное изъятие детей широко обсуждается после скандальных случаев отобрания детей. Так, в конце мая в Оренбургской области сотрудники органов опеки и полицейские отобрали детей у родителей, объяснив это опасными условиями проживания. Затем выяснилось, что никакого вреда здоровью детей не было, а поводом для таких действий госорганов стала жалоба матери на аварийное состояние дома. Прокуратура и Следственный комитет начали проверку. Было возбуждено уголовное дело о халатности. Главу муниципального района отправили в отставку, а губернатор области поручил помочь обустроить семье жилье и трудоустроить отца детей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию