16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
30 октября 2019, 14:02 Право

Ареста не будет: Генпрокуратура предложила поправки для возвращения уехавших от следствия бизнесменов

Лента новостей

В первую очередь, речь идет о фигурантах экономических дел из так называемого списка Титова. Восемь человек из этого перечня уже вернулись в Россию и участвуют в следственных действиях

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено в 15:10

Генпрокуратура предложила разработать поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), согласно которым уехавшие из России бизнесмены смогут вернуться в страну в обмен на обещание не быть арестованным на время следствия. В первую очередь, речь о фигурантах экономических дел из так называемого лондонского списка Бориса Титова, пишет РБК. Над поправками работает Генпрокуратура совместно с аппаратом бизнес-омбудсмена.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов рассказал Business FM, какого эффекта от поправок ожидает.

В последнее время начались некие проблемы внутри следственных органов или внутри прокуратуры на разных уровнях: были разные понимания, кого будут арестовывать, кого не будут арестовывать. Мы предложили это систематизировать, ввести как норму закона, что, если человек заявляет о своем желании возвратиться, то к нему не будет применена мера пресечения, связанная с арестом, у него будет совершенно спокойно идти следственный процесс, процессы дальнейшего следствия и суда. Все тоже увидели, что все-таки не хватает волевого ресурса, нужно все-таки написать это на бумаге, зафиксировать в виде закона.

Есть какие-то люди, бизнесы, к которым эта инициатива могла бы быть применена, с вашей точки зрения, в приоритетном порядке?

Сейчас в списке больше 40 человек, но сегодня мы вступаемся за 25-26. Вот эти 25-26 человек готовы возвращаться, но пока не могут, потому что нет подтверждения с российской стороны. Если все это будет сделано как нормативный акт, то тогда, по крайней мере, 25-26 человек вернутся.

В Кремле инициативу приветствуют, но следует помнить о гарантиях, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Дмитрий ПесковДмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Самое главное — это законодательная гарантия. Это те гарантии, которые прописаны в законе. Конечно, можно выразить удовлетворение в связи с таким решением. Очень важно, чтобы эти гарантии четко были прописаны в законе. Наверное, это является краеугольным камнем. Что касается доверия к правоохранительным органам, вы знаете, что и накануне соответствующее поручение по укреплению доверия было от главы правительства, поэтому эта тема на повестке дня, это вопрос, который не решается в одночасье, для этого требуется время. И здесь только хочется выразить надежду, что в данном случае и доверие, и в целом инвестклимат будут развиваться только с позитивной динамикой».

По словам заместителя генпрокурора Виктора Гриня, «в отношении семи фигурантов розыск и заочный арест уже отменены, еще десятерым разъяснена возможность беспрепятственной явки к следователю». Восемь человек из «списка Титова» уже вернулись в Россию и участвуют в следственных действиях.

О механизме «безарестного» возвращения предпринимателей и о гарантиях сторон Business FM поговорила с общественным представителем бизнес-омбудсмена Дмитрием Григориади.

Сейчас в законе гарантировать возврат предпринимателям на безарестной основе по разным моментам механизм просто не предусмотрен, а он там должен быть. За полтора года нашей работы мы убедились и убедили другие ведомства, что далеко не все предприниматели, которые покинули нашу страну и которые объявлены в розыск, — преступники, что они не все мошенники или какие-то асоциальные элементы. У нас много дел, где заочные аресты были отменены, были признаны незаконными, преждевременными, необоснованными. Все приходят к пониманию, что эти наработки должны существовать и быть прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе, должны быть пошагово регламентированы.

Для предпринимателя это опция: если он может быть арестован по прибытии в Россию, он может отказаться?

Да. Мы видим это в форме соглашения. Генпрокуратура тоже видит это в виде соответствующего соглашения. Так называемая сделка. Это ни в коем случае не признание вины, это ни в коем случае не освобождение от уголовной ответственности. Это гарантия безарестного возврата с внесением залога, с получением определенных сведений. Для государства хорошо, для следствия хорошо, потому что эти «висяки» — приостановленные дела — сразу же реанимируются. Тоже устанавливается истина: если человек виновен, отправляют дело в суд, если он не виновен, прекращают следствие, либо идет сделка с правосудием и так далее.

Какая-то предварительная реакция предпринимательского сообщества у вас есть?

Мы постоянно общаемся со всеми заявителями, у нас больше сотни таких обращений. Эти люди приветствуют такую инициативу. И проблема еще в том, что отсутствие такого механизма подталкивает очень многих наших сограждан за запросом политических убежищ. Я знаю много людей, которые не хотят получать политических убежищ. Они хотят вернуться в страну. Но если страна говорит, что по прибытии мы тебя будем арестовывать, дальше защищайся из следственного изолятора, то не каждый человек на это решится.

«Список Титова» был составлен после прошлогодней встречи бизнес-омбудсмена с уехавшими из России предпринимателями в Лондоне. На ней, в частности, присутствовали экс-совладелец банка «Траст» Илья Юров, бывший управделами ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов, экс-совладелец торговой сети Billa Георгий Трефилов, бывший первый вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов, предприниматель Владимир Ашурков и бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин. После встречи Титов представил президенту первый список тех, кто хочет вернуться и сотрудничать со следствием.

В списке есть предприниматель из Перми Андрей Марков, он рассказал Business FM свою историю.

Андрей Марков предприниматель «В 2014 году у меня незаконно отобрали торговый центр «Хоровод» в Перми, и по странному стечению обстоятельств одновременно в это же время произошла серия обысков, арестов, возбуждений уголовных дел. Отобрали и отобрали. Я, оказавшись в безопасном месте, смог доказать, что это все необоснованно. Вернул свое имущество. Самое интересное, что я был в то время депутатом краевого парламента. С какой легкостью со мной расправились, это впечатляет. Что говорить про обычных предпринимателей. Конечно, инициатива об обеспечении безарестной явки очень своевременна и актуальна. Борис Титов, конечно, совершенно правильно направляет в эту точку свои усилия. Я в этом «лондонском списке» тоже нахожусь и много раз обращался с помощью своих адвокатов и с помощью представителей Бориса Титова в Следственный комитет дать гарантии на безарестный въезд. Однако в итоге получается, что ответы Следственного комитета не дают эти гарантии. Например, из их ответов не следует, что ко мне не применят ареста, когда я приеду. Если бы закрепить законодательно, это было бы, на самом деле, здорово».

За два года со встречи в Лондоне аппарат Бориса Титова получил более сотни обращений от предпринимателей с просьбами о безарестном возврате в Россию.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию