Сокамерником генерала Музраева стал хакер из «Шалтая-Болтая»?
Лента новостей
Советника Бастрыкина посадили в «Лефортово» в одну камеру с бывшим сотрудником ФСБ, осужденным за госизмену, Дмитрием Докучаевым. Защита называет обвинения, выдвинутые против генерала Музраева, «бредом сивой кобылы» и намерена подать жалобу в ЕСПЧ
Генерал-лейтенант Михаил Музраев, 11 лет возглавлявший волгоградское областное управление Следственного комитета России (СКР), а затем ставший помощником по особым поручениям главы ведомства Александра Бастрыкина, останется в СИЗО. Такое решение принял Мосгорсуд, рассмотрев апелляционную жалобу защиты высокопоставленного силовика, обвиняемого в совершении теракта. Сами защитники назвали обвинение «бредом сивой кобылы» и заявили, что будут жаловаться в ЕСПЧ в связи с недопуском к арестованному адвокатов.
Поддержать генерала в суд приехал его старший брат Вадим Музраев, а также одногруппник по институту. Почти сразу произошел скандал: журналистов не пустили в зал, а следователи и прокурор заявили ходатайство о слушании дела в закрытом режиме. Судья Павел Мелехин просьбу удовлетворил, и прессу пригласили только на оглашение постановления.
Участвовавший в слушании по видео-конференц-связи из «Лефортово» Музраев делился эмоциями. «Это смешная история. Всем понятно, что не было ничего. Профессионалы расследуют», — говорил он конвоирам, пока ждали судью. Поговорить с репортерами он не мог: звук с его стороны отключили. «Завтра утром адвокат придет, конечно, хотелось бы сегодня. Интересно, будет у меня сегодня банный день?» — размышлял подозреваемый. Спустя минуту судья признал его арест законным.
Сорок дней без обвинения
В вышестоящей инстанции защита Музраева настаивала на отмене решения Лефортовского суда столицы, который 11 июня по ходатайству ФСБ заключил под стражу Михаила Музраева и предпринимателя Владимира Зубкова. Оба проходят подозреваемыми по делу, возбужденному 10 июня 2019 года по п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (теракт). Официального обвинения им пока не предъявлено: по делам о терроризме это может быть сделано в течение 40 дней после избрания меры пресечения.
В апелляции у генерала появились сразу три новых адвоката. Один из них, Андрей Грохотов, известен тем, что ранее защищал экс-губернатора Кировской области Никиту Белых. До этого другой защитник, Владимир Семенцов, более трех недель пытался пробиться к своему клиенту в «Лефортово». Однако следователи ФСБ отказывались принять у него ордер и копию удостоверения, требуя, чтобы адвокат выслал их почтой. Защитник рассказал, что сделал это пять раз, но это не помогло. «У меня есть пять отметок, что следователи получили пять комплектов моих документов», — сетовал Семенцов.
Выдвинутые против Музраева обвинения он назвал «бредом сивой кобылы», достойным юмористического журнала «Крокодил». По его словам, Музраев отрицает вину. «Что там признавать? Мы сейчас увидели дело, там вообще никаких доказательств. Взяли, посадили человека — советника Бастрыкина!» — возмущался адвокат.
Семенцов рассказал, что Музраев и его защитники настаивали на открытом заседании, также они просили отложить процесс. Адвокаты сообщили, что еще ни разу не видели своего подзащитного (до этого Музраева защищал адвокат Владислав Подшибякин) и не читали дело. Но суд переносить слушание не стал, позволив адвокатам пообщаться с Музраевым полчаса.
Сокамерник из ФСБ
Музраев, как выяснилось, прошел карантин и теперь сидит в «Лефортово» в двухместной камере с весьма известным человеком — бывшим сотрудником Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ оперуполномоченным Дмитрием Докучаевым, который признал вину в деле о госизмене и заключил сделку со следствием. В апреле 2019 года Московский окружной военный суд приговорил майора Докучаева к шести годам лишения свободы. Двое других отрицавших вину его подельников — сотрудник «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов и заместитель главы Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергей Михайлов — получили 14 лет и 22 года лишения свободы соответственно. «Новая газета» писала, что Докучаев входил в группировку хакеров «Шалтай-Болтай», взламывавших личную переписку политиков и бизнесменов. То, что генерал СКР оказался в одной камере с бывшим оперативником ФСБ (а именно спецслужба расследует его дело), вряд ли совпадение.
На бытовые условия в «Лефортово» генерал не жалуется, правда, у него нет телевизора. Музраев сообщил адвокатам о плохом самочувствии. Незадолго до задержания он перенес инсульт. «Он сказал, что чувствует себя не очень хорошо, и говорит, что у него отнимается рука», — рассказал Владимир Семенцов.
Business FM адвокат заявил, что в ближайшее время защита направит жалобу на действия ФСБ в Европейский суд по правам человека. «Мы опасаемся за состояние здоровья Музраева и боимся, что его жизни угрожает опасность, адвокатов к нему не пускают, и мы не знаем, что с ним делают. Это грубейшее нарушение прав на защиту», — полагает Семенцов. Адвокаты намерены просить Страсбургский суд рассмотреть их обращение в приоритетном порядке.
Музраеву и Зубкову вменяется попытка покушения на главу Волгоградской области Андрея Бочарова в ночь на 16 ноября 2016 года. Тогда четверо неизвестных в масках проникли на территорию домовладения в Тракторозаводском районе Волгограда и облили из канистры с бензином стену дома из деревянного бруса, в котором проживал градоначальник. Пожара не случилось. Следователи зафиксировали «следы окопчения» юго-восточного угла дома и оплавление провода наружного освещения.
Расследованием инцидента изначально занималось региональное управление СКР, когда его возглавлял Музраев. За совершение поджога были осуждены исполнители Дмитрий Ушаков и Виталий Семисотнов, которые оказались также замешаны в других преступлениях. Они работали охранниками учредителя ООО «Центральный рынок» Евгения Ремезова, который долгое время был главным арендатором площадей на Центральном рынке Волгограда.
Показания против «теневого губернатора»
Как ранее сообщала Business FM, в конце мая 2019 года находившийся в розыске Ремезов был задержан и дал показания о том, что поджог дома Бочарова ему предложили устроить предприниматель Владимир Зубков и криминальный авторитет Виталий Брудный в интересах Михаила Музраева. Ремезов ежемесячно платил Брудному от 500 тысяч до 1 млн рублей за покровительство, тот в свою очередь передавал деньги Музраеву через Зубкова, говорится в его показаниях.
Зубков и Брудный пообещали бизнесмену, что руководитель волгоградского областного управления СКР решит возникшие у него проблемы: занявший в 2014 году пост губернатора Бочаров сделал так, что арендные платежи фирме Ремезова подняли в несколько раз, а затем начались длительные тяжбы с администрацией города по расторжению договоров аренды с МУП «Центральный рынок». Бочаров был недоволен тем, что бюджет получает крохи, тогда как сдававший в субаренду площади Ремезов зарабатывает миллионы.
«Зубков и Брудный уговаривали меня, обещая помощь Музраева в положительном разрешении судебных тяжб, а в случае моего отказа намекали на возможные негативные последствия, выражающиеся в уголовном преследовании», — заявил Ремезов 10 июня на допросе в ФСБ. По его версии, он не знал, что в доме, который пытались поджечь, проживает сам губернатор: его собеседники сказали, что там живет приближенный к Бочарову человек.
Сам Музраев считался любимцем Александра Бастрыкина. Он почетный работник СКР и Генпрокуратуры, был отмечен множеством ведомственных наград и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Еще один интересный штрих: под его началом в Волгограде работал осужденный на 5,5 года лишения свободы, но уже вышедший по УДО бывший первый заместитель начальника столичного управления Следственного комитета России Денис Никандров. Он получил срок за взятку в 1 млн долларов по делу о попытке освободить подручных вора в законе Шакро Молодого.
Музраев был хорошо знаком и с начальником Никандрова, экс-руководителем ГСУ СК по Москве генералом Александром Дрымановым, которого прописали в Волгограде незадолго до ареста, чтобы тот мог получить статус адвоката. При этом самого же советника Бастрыкина некоторые бывшие фигуранты уголовных дел называли «теневым губернатором» и упрекали в дружбе с представителями криминального мира.
На днях стало известно, что расследовать дело Музраева поручили следователю по особо важным делам Следственного управления ФСБ Артему Бурдину. Он известен тем, что ранее занимался делом украинского режиссера Олега Сенцова.