Нокаут для Саркози и победа приверженца «тэтчеризма»
Лента новостей
Во Франции неожиданно сменился фаворит президентской гонки: бывший президент Николя Саркози терпит поражение уже в ходе первых праймериз его партии. Выборы состоятся весной следующего года
Бывший президент Франции Николя Саркози оказался в нокауте уже в первом раунде предвыборной гонки за новый мандат главы государства. Так охарактеризовали неудачу бывшего лидера Франции британская газета The Independent и американская The Wall Street Journal. Выборы нового главы государства во Франции должны состояться весной 2017 года, и в партиях, выдвигающих основных претендентов, проходит предварительный отбор кандидатов.
В ходе первых праймериз (внутрипартийный отбор официального кандидата на выборах), которые прошли в стане французских консерваторов, Саркози с большим отрывом уступил победившему Франсуа Фийону и считавшемуся до этого фаворитом Алену Жюппе, пишет лондонская The Independent. Теперь захвативший лидерство Фийон и пришедший вторым Жюппе будут решать, кому участвовать в весенних выборах, в ходе второго тура праймериз в Республиканской партии 27 ноября. Неожиданная смена лидера французских консерваторов (ранее предпочтение СМИ отдавали Жюппе), по свидетельству WSJ, может многое изменить в тактике противостояния Республиканской партии неудержимому росту популярности ультраправых во главе с Марин Ле Пен.
Поражение Саркози означает выход из состязаний главного участника предвыборной кампании, который был способен вести борьбу с лидером ультраправых на ее территории. Оба строили свои предвыборные программы на требованиях жесткой политики в отношении иммигрантов, например, запрета иммигрантам привозить с собой семьи. Однако, как подчеркивает лондонская The Guardian, помимо жесткой миграционной политики участникам предстоящих 23 апреля 2017 года выборов предстоит убедить французских избирателей в том, что именно он предложит лучший способ борьбы с безработицей, покажет пути выхода из экономического кризиса и обеспечит самые надежные методы борьбы с терроризмом.
«Главным триумфатором» праймериз в Республиканской партии испанская газета El País называет Фийона, которого до этого мало кто рассматривал в качестве потенциального кандидата от консерваторов. 62-летнего Фийона считают англофилом. Он известен как сторонник социально-экономической политики, проводившейся в Великобритании Маргарет Тэтчер, пишет агентство Bloomberg.
Фийон, в частности, предлагает увеличить продолжительность рабочей недели с 35 часов до 39-ти и повысить пенсионный возраст до 65 лет. При этом он намерен сократить количество госслужащих на полмиллиона человек и уменьшить государственные расходы на 100 млрд евро. «Фийон — классический консерватор, кандидат от правого крыла, — говорит аналитик французского института Science Po Бруно Котре в интервью агентству. — Он хочет провести глубокую реформу французской модели: сократить роль государства и урезать систему социального обеспечения».
Подобно Маргарет Тэтчер, как подчеркивает Bloomberg, Фийон обладает многими чертами, делающими его схожим с новым главой Белого дома. Он говорит, что готов работать с Дональдом Трампом, и оба восхищаются российским президентом Владимиром Путиным. Как напоминает агентство, Фийон неоднократно заявлял о желании установить более тесные связи Франции с Россией. В то время как другие лидеры ЕС призывали Путина прекратить бомбежки Сирии, Фийон описывал эти атаки как «холодный, но эффективный прагматизм». Отвечая в ходе избирательной кампании на вопрос о том, следует ли Франции сотрудничать с Башаром Асадом в борьбе против «Исламского государства», он ответил, что для этих целей Франция должна объединяться со всеми возможными силами, «будь они демократическими или нет».
У убежденного католика Фийона и его жены Пенелопы, урожденной валлийки, пятеро детей. В вопросах социальной политики он занимает позиции, по свидетельству СМИ, более жесткие, чем Жюппе, но не столь крайние, как Саркози. Он считает, что государство должно без колебаний решать споры с исламом, потому что, по его мнению, это религия террористов. Он также отказывает гомосексуальным парам в праве на искусственное оплодотворение, хотя и считается сторонником сохранения права людей на заключение однополых браков.
Все политические наблюдатели, следящие за ходом подготовки к президентским выборам во Франции, сходятся в том, что победитель праймериз консерваторов станет кандидатом, которому предстоит сразиться на выборах прежде всего с Марин Ле Пен. Позиции Франсуа Олланда как представителя французских социалистов расцениваются весьма невысоко, учитывая имиджевые потери премьера, связанные с неудачами экономической и социальной политики правительства последних лет.
Лидер ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен в последнее время получила немало сигналов поддержки из-за рубежа и заметно укрепляет свои позиции в борьбе за право занять место в Елисейском дворце. Ее выступления против засилья европейских чиновников и за вывод Франции из состава Европейского союза получили дополнительное подкрепление после победы в Великобритании сторонников «Брекзита», а победа Дональда Трампа в США, по замечанию WSJ, придала новый импульс ее популистской антииммиграционной кампании.
Успехи, продемонстрированные Марин Ле Пен в последние недели, побудили известного французского философа Бернара-Анри Леви публично признать теоретическую возможность ее победы на выборах. «Если Трамп возможен, то возможно все, — заявил философ в интервью британской The Daily Telegraph. — Теперь не существует ничего, что нельзя было бы себе представить. Победа Ле Пен маловероятна, но возможна». Ранее о возможности победы лидера Национального фронта на предстоящих президентских выборах во Франции предупреждал премьер-министр Мануэль Вальс.
Марин Ле Пен возглавляет французский Национальный фронт с 2011 года, когда она сменила на посту партийного лидера своего отца Жан-Мари Ле Пена. С тех пор она, как пишет британская The Independent, попыталась очистить партию от сторонников ярого антисемитизма, однако продолжила курс жесткого неприятия европейской иммиграционной политики. В целом ее теоретически возможный приход к власти может повлечь за собой повторение истории с «Брекзитом» во Франции, считают многие обозреватели. На предыдущих выборах президента Франции Марин Ле Пен получила 17,9% голосов, оставшись на третьем месте после Саркози (27,18%) и победившего тогда Олланда (28,63%).