Команда Трампа делит американский пирог. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Команда избранного президента оказалась не готова к победе, пишут американские СМИ. Формирование будущей администрации проходит с трудом, уже произошел ряд мелких скандалов
Синдзо Абэ стал первым мировым лидером, встретившимся с Дональдом Трампом после его победы на выборах. Премьер-министр Японии отметил, что встреча прошла в чрезвычайно теплой атмосфере. «Беседа была откровенной, без утайки. В результате у меня появилось убеждение, что мы сможем создать доверительные отношения», — заявил Абэ. Однако подробностей министр не раскрыл. Встреча иностранного лидера с избранным президентом США до инаугурации является беспрецедентной в современной истории.
Между тем переходная команда Дональда Трампа проводит часы в напряженных переговорах относительно состава его будущей администрации. Источники СМИ сообщают о подковерных боях среди приближенных миллиардера. Что происходит в окружении будущего президента — в комментарии Георгия Бовта.
Если поверить некоторым американским медиа, то команда Трампа оказалась не готова к свалившейся на нее победе, процесс формирования будущей администрации идет с трудом, а республиканский истеблишмент уже начинает намекать будущему президенту, что если он будет артачиться и игнорировать их, то дело может кончиться для него импичментом. Впрочем, по опыту избирательной кампании понятно: то, что ведущие СМИ США пишут о Трампе, надо делить минимум на пять, а то и на десять.
Переходная команда Обамы в 2008 году на данном этапе не анонсировала ни одного будущего назначения, но его за это вообще никто не критиковал, а Трамп уже назвал имена начальника аппарата Белого дома Рейнса Прибуса и главного советника по стратегическим вопросам Стива Бэннона. Также советником по национальной безопасности станет генерал-лейтенант в отставке Майкл Флинн. Ярый критик политики администрации Обамы на Ближнем Востоке, он выступал за более решительную борьбу с исламистами в Сирии и более тесное взаимодействие в этом вопросе с Россией. В выходные Трамп может встретиться с бывшим кандидатом в президенты Миттом Ромни и предложить ему пост госсекретаря. Это будет мужественный шаг, поскольку Ромни резко критиковал Трампа в ходе избирательной кампании, но после победы, разумеется, позвонил и поздравил.
Борьба за влияние на победителя развернулась нешуточная, и отставание от графика работы переходной команды имеется. Например, до сих пор не делегированы представители избранного президента в ключевые ведомства с тем, чтобы наблюдать за организованной передачей дел от нынешних начальников к будущим.
Часть республиканцев по-прежнему на дух не переносят Трампа и склонны прислушаться к советам из окружения бывшего президента Буша-младшего, чтобы в администрацию к «этому выскочке» ни ногой. Их мнение выразил известный публицист, «рупор» так называемых неоконсерваторов Элиот Коэн, ранее работавший в Госдепе при Буше и выступивший с развернутой статьей под лозунгом «Держитесь подальше от Трампа». До этого момента часть неоконсерваторов, занимавших при Буше ряд ключевых позиций, планировали вновь оказаться во власти. Их ставленником на пост госсекретаря являлся бывший постоянный представитель в ООН Джон Болтон.
Однако республиканцам рейгановского толка, которые хотели бы пересмотреть политику смены режимов и снизить внешнеполитический активизм по всему миру, особенно на Ближнем Востоке, Болтон неприемлем. Эти люди говорят, что Америке не надо воевать в Сирии и против ИГИЛ, и против Асада одновременно — второй тут, скорее, должен быть союзником. Они говорят, что Америке не должно быть дела до какой-то там Украины и что с Путиным надо бы найти точки соприкосновения. Так что кандидатура Болтона больше не является проходной, а помимо Ромни на эту должность прочили и совсем уж неожиданных кандидатов, например, губернатора Южной Каролины Никки Хейли, у которой вообще нет внешнеполитического опыта. На эту же позицию обсуждали кандидатуру бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, но, говорят, против него высказался спикер палаты представителей Пол Райан, а Трамп с ним хотел бы поладить. Могут найти себе применение в администрации председатель сенатского комитета по международным делам Боб Коркер и бывший сенатор от Висконсина, служивший также военно-морским министром, Джим Уэбб. Второй хотя и демократ, но именно рейгановский демократ. Он может стать шефом Пентагона.
Что касается якобы бардака в переходной команде, если спросить людей, ориентирующихся в вашингтонских кулуарах, то они вам скажут, что подобная атмосфера — обычное дело для ситуации, когда одна партия сменяет другую в Белом доме. Президенту придется назначить около четырех тысяч новых чиновников в исполнительной власти, и желающих поучаствовать в разделе пирога немало. Трамп сократил число влияющих на принятие решений до минимума, поручив координацию процесса формирования администрации будущему вице-президенту Майку Пенсу.
Правда, критики Трампа уже обвиняют его в том, что в дело вмешивается его семья. Отчасти это так: в частности, зять миллиардера Джаред Кушнер посодействовал тому, чтобы из переходной команды выгнали губернатора Нью-Джерси Криса Кристи. Кристи, будучи ранее прокурором, выступал на стороне обвинения против отца Кушнера, которого потом посадили на два года за финансовые махинации, да и сам Кристи сейчас находится под расследованием по обвинению в попытках манипуляции выборами по своему избранию губернатором.
Выполняя предвыборное обещание, Трамп объявил, что всем, кто будет работать в его администрации, запрещено в течение пяти лет после отставки заниматься лоббизмом, а лоббизмом в пользу иностранных государств — пожизненно. Он явно собирается поменять некоторые правила игры в нынешнем Вашингтоне, что вряд ли, конечно, улучшит его медийный образ среди тех, кто к этим правилам привык.