Директор по информтехнологиям РЖД: «Мы сохраняем компетенции, мы сохраняем мозги»
Лента новостей
Что дает внедрение современных IT-технологий «Российским железным дорогам»? Как инновации могут повысить привлекательность этого вида транспорта? Об этом бизнес-кейс с Михаилом Задорожным
РЖД — очень большая организация. Чтобы оценить масштабы, достаточно сказать, что в структурах холдинга заняты почти 800 тысяч человек. Понятно, что для эффективного управления таким хозяйством нужно автоматизировать многие процессы, и IT здесь играет главную роль. Вот что говорит директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин:
Евгений Чаркин директор по информационным технологиям РЖД «Для железнодорожного транспорта информационные технологии и телекоммуникации являются ключевым инструментом производства, ведения бизнеса. Поэтому, конечно же, эти инструменты развивались у нас. Другое дело, что зачастую они развивались параллельно и не всегда скоординированно. Часть информации дублируется между информационными системами, часть инфраструктуры требует модернизации. Поэтому, конечно же, есть, чем заниматься».
До конца года РЖД подготовит стратегию развития, которая предполагает модернизацию IT-инфраструктуры и появление новых информационных услуг для клиентов «Российских железных дорог». Еще одна задача — оптимизация бизнес-процессов внутри самой компании:
«Здесь колоссальный эффект мы видим в мобильных решениях, то есть обеспечении нашего путевого персонала инструментами работы. Используя мобильные устройства, инструменты мониторинга нахождения персонала с помощью спутниковой технологии, мы будем точно понимать, что человек в этой точке был, он сделал ту работу, которую должен был сделать, он использовал те материалы, которые должен был использовать. Поэтому это контроль, это сокращение затрат, и это, конечно, безопасность как самого человека, так и безопасность нашей инфраструктуры и перевозок на ней. Второй момент — электронный документооборот. Мы хотим полностью перейти на безбумажные совещания в дальнейшем, когда весь материал будет находиться у руководителей на мобильных устройствах. Мобильная отчетность, опять же: мы не хотим печатать кипы отчетных документов, когда можно видеть их на мобильных устройствах в режиме онлайн, и мы сейчас подобные решения у себя уже внедряем».
Одна из задач компании — повышение уровня сервиса для клиентов «Российских железных дорог». Здесь без современных технологий тоже не обойтись. К примеру, весьма востребованной стала услуга доступа к интернету на вокзалах и в поездах, и люди этим пользуются. РЖД планирует сделать этот сервис еще удобнее:
«Мы уже реализуем несколько пилотных проектов по созданию бесшовной сети Wi-Fi. То есть человек приходит на вокзал, один раз регистрируется в сети Wi-Fi, и затем уже без дополнительных перерегистраций приходит в поезд, садится и продолжает работать в той же самой сети. Мы хотим сделать так, чтобы наша инфраструктура давала такую же привычную среду обитания и удобства работы для человека, как офис, дом. Тем самым мы можем получить конкурентное преимущество по сравнению с другими средствами транспорта».
Помогать улучшению обслуживания пассажиров будет «Яндекс». Недавно ведущая технологическая компания России заключила с РЖД соглашение о стратегическом партнерстве. В частности, «Российские железные дороги» весьма заинтересованы в использовании опыта «Яндекса» по анализу больших объемов данных:
«Анализируя данные, мы все больше и больше понимаем предпочтения наших потребителей. Чем мы лучше понимаем нашего клиента, тем, конечно, мы более качественно оказываем услуги. С другой стороны, сотрудничество с «Яндексом» интересно в том плане, что мы даем наиболее актуальную информацию о том, как работает наша сеть, как ходят поезда. Тем самыми даем возможность коллегам делать качественный сервис по информированию населения, такие, как навигатор, карты — нужные для того, чтобы люди могли максимально качественно спланировать свой маршрут».
РЖД, по словам Чаркина, не просто высокотехнологичная компания. В корпоративной IT-системе она использует в основном собственные разработки, что, кстати, хорошо согласуется с политикой импортозамещения:
«Например, в наших базовых технологических процессах уже сейчас доля импортозамещения колоссальная, порядка 80%, если не выше. И здесь есть два момента ключевых. Момент номер один — действительно, это безопасность, поскольку мы должны быть уверены, что с точки зрения кибербезопасности мы полностью защищены. Во-вторых, надо также понимать, что с точки зрения уровня технологов РЖД является одним из лидеров в мире. Я сейчас с коллегами плотно общаюсь, благо являюсь сопредседателем цифровой платформы Международного совета железных дорог. Могу сказать, что наши технологи находятся на очень высоком уровне. Очень часто наши решения, которые мы сами разрабатываем, — они являются более продвинутыми, нежели чем решения зарубежных коллег».
Для собственных разработок нужны кадры, и РЖД планирует активно привлекать студентов к созданию IT-решений.
«Мы сохраняем компетенции, мы сохраняем мозги, вот это очень важно. Мы работаем очень плотно с нашими профильными вузами, отраслевыми, с Московским государственным университетом путей сообщения, в частности. Мы сейчас очень серьезно прорабатываем вопросы взаимодействия по вовлечению студентов в реализацию новых цифровых решений, поскольку молодые люди как никто понимают, каким образом жить с этими всеми гаджетами, приложениями. Здесь мы получаем для себя двойной эффект: с одной стороны, мы развиваем молодежь, с другой стороны, мы получаем обратную связь непосредственно от потребителей».
Новые технологии — это еще и новые услуги для клиентов РЖД, отмечает Евгений Чаркин:
«Следующий элемент — это, конечно же, инновационная деятельность, то, что мы называем «цифровая железная дорога», поскольку мы глубоко уверены, что традиционные инструменты повышения эффективности скоро будут во многом исчерпаны. И здесь на арену выходят именно цифровые технологии. Мы конкурируем с автоперевозчиками, с перевозчиками по морю. Поэтому мы хотим и делаем все, чтобы стать предпочтительным поставщиком для наших клиентов».
Другими словами, РЖД развивает корпоративную информационную систему не просто так, ради самого развития, а для того чтобы сделать перевозки по железной дороге еще более привлекательными, констатировал представитель компании.