Белоруссия хочет качать российскую нефть
Лента новостей
Кто вывез нефть из Белоруссии? По словам белорусского президента Александра Лукашенко, нефть в свое время выкачали и вывезли из страны. Теперь он претендует на добычу в Татарстане
Кто-то вывез нефть из Белоруссии, уверен президент Александр Лукашенко. Он предлагает разрешить госкомпании «Белорусьнефть» разрабатывать нефтяные месторождения в Татарстане. Что стоит за этими заявлениями белорусского лидера? Получит ли Белоруссия доступ к российским месторождениям?
По словам белорусского президента, есть хорошая компания «Белорусьнефть», но объемы добычи у нее падают. Как выразился Лукашенко, в свое время нефть выкачали и вывезли из Белоруссии. Поэтому он просит дать возможность «Белорусьнефти» добывать в Татарстане. Все эти предложения Лукашенко озвучил на встрече в Минске с главой этого российского региона Рустамом Миннихановым. Что имеет в виду Лукашенко, говоря о том, что нефть выкачали?
Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Он говорит о том, что в советские годы шла разработка месторождений, вот, нефть шла для нужд Советского Союза, не только Белоруссии. Но я бы к этому, там, заявлению серьезно не относился. Ну, потому что это не является основанием для каких-то дальнейших пересмотров или каких-то преференций в других сферах».
У Белоруссии есть собственная добыча — примерно 1,6 млн тонн легкой нефти в год. Вся она уходит без переработки в Германию. А два крупнейших белорусских НПЗ загружены более тяжелой российской нефтью. И объемы там в разы больше: в этом году Минск планирует закупить 25 млн тонн российского сырья. Согласно действующим договоренностям, Белоруссия получает нефть беспошлинно, но должна возвращать в Россию определенный объем продуктов нефтепереработки. Ключевое слово — должна. Но из года в год возвращает не все, а излишки продает европейцам. По оценкам СМИ, Минск зарабатывает на такой схеме больше 2 млрд долларов в год. И это еще не все. Недавно Белоруссия заявила об увеличении стоимости транзита российской нефти в Европу. Кроме того, власти союзного государства отказывались признавать долг за поставки российского газа. Вроде бы договорились. В начале октября белорусские власти объявили, что конфликт исчерпан: долг будет уплачен, тарифы на транзит повышаться не будут. Может ли теперь Лукашенко рассчитывать, что «Белоруснефти» разрешат добычу в Татарстане?
Александр Класковский аналитик компании «Белапан», белорусский политолог «На мой взгляд, связывать вот это желание, стремление белорусского руководства получить месторождение в России, и комплекс вопросов, связанных с белорусско-российскими нефтегазовыми договоренностями — эти два вопроса вряд ли стоит жестко связывать, потому что в данном случае, вот, если иметь в виду высказывание Лукашенко, это чисто белорусский интерес. Я не думаю, что Россия, соответствующие, там, властные структуры и бизнес-круги так уж разгонятся делиться прибыльными, выгодными местами».
На что рассчитывает Лукашенко, предлагая разрешить «Белоруснефти» добычу в Татарстане?
Александр Фролов заместитель гендиректора Института национальной энергетики «Здесь интересно просто, что он предложит взамен. Если просто дружбу и сотрудничество, ну, этого мало. Если какие-то инвестиции, либо облегченный доступ, скажем, к своей переработке, то если еще разменяет добычу на долю в перерабатывающих предприятиях, то это, наверное, было бы интересно. Тем более что предприятия у них перерабатывающие вполне хорошие, тем более рядом рынок сбыта недалеко располагается. Почему нет? Все зависит от условий».
«Белоруснефть» с 13-го года уже работает на пяти месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе. Правда, объемы добычи весьма скромные — порядка 320 тысяч тонн в год. В Венесуэле белорусская компания добывает чуть больше: около миллиона тонн. Кроме того, Минск ищет сырье для своих НПЗ и в других странах, в частности, в Пакистане и Иране. Правда, пока дальше разговоров дело не пошло.