Гуманитарная пауза — одна на четверых. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Владимир Путин все-таки 19 октября поедет в Берлин на встречу в «нормандском формате». Это будет первая очная встреча лидеров России, Германии, Франции и Украины в таком составе с октября прошлого года. И первый визит Путина в Берлин после начала украинского кризиса в 2014 году
Эмоциональный фон предстоящей встречи сейчас даже хуже, чем год назад, когда уже было ясно, что «Минские соглашения» по урегулированию в Донбассе в срок не выполнить и что конфликт перерос в «замороженный». Еще несколько дней назад было непонятно, состоится ли берлинский саммит вообще. Слишком уж сильно нависла над украинской проблематикой тень сирийской войны и, прежде всего, осады восточной части города Алеппо. По поводу действий российских ВКС там официальный Париж позволил себе употребить термин «военные преступления», пригрозив Международным уголовным судом в Гааге. Владимир Путин в такой атмосфере отменил визит в Париж. Берлин заговорил о возможности новых санкций — уже «за Сирию». И это все была, конечно, плохая прелюдия для нынешних переговоров.
Ожидания от них у всех четырех участников во многом разные, но есть общее: от встречи «нормандской четверки» никто не ждет не то что чуда, но даже дипломатического прорыва. Кремль подчеркивает, что это будет сухой, деловой блиц-визит. В Берлин Путин — всего на вечер, даже не на день. Что обсуждать будут только Украину, но не Сирию. К тому же, накануне Москва, явно намереваясь выбить из рук «партнеров-оппонентов» часть козырей, объявила о «гуманитарной паузе» в районе Алеппо. О прекращении авиаударов, а также организации коридоров для выхода из осажденной части города не только мирных жителей, но и боевиков. Причем, с оружием. Фактически, над городом введена хоть и временная, но «бесполетная зона», которую предлагала недавно Франция в проваленном Россией проекте резолюции в Совбезе ООН.
Однако Меркель все равно хочет поднять вопрос о Сирии при встрече с Путиным. И снова употребляет при этом слово «санкции». Глава МИД Франции Жан-Марк Эйро поддержал ее в намерении «продолжать давить на Россию из-за Сирии». А еще Меркель сочла нужным принизить ожидания от предстоящих переговоров, сказав, что «чудес» не будет. Судя по всему, от ее общения с российским президентом на сей раз будет сильно «искрить». Любопытно, что, сообщая о берлинской встрече, пресс-служба канцлера отметила: сначала Меркель, Олланд и Порошенко договорились о ней на троих, а затем Меркель решила пригласить еще и Путина. Правда, в сообщении правительства ФРГ уже говорилось, что провести встречу договорились все четверо.
Порошенко ждет, что в Берлине будут «заставлять Россию выполнять «Минские договоренности». Хотя и он «прорыва не ждет». Но такая трактовка — это все же простецкое дипломатическое лукавство. Которое становится еще очевиднее в свете заявления главы МИД Франции Эйро. Тот заметил, что в Берлине попытаются согласовать график проведения выборов в Донбассе. Помимо дальнейшего военного размежевания сторон. Эйро подчеркнул, что альтернативы «Минским соглашениям» нет, и в этом звучал в унисон с Москвой. «Я говорил украинцам, — буквально сказал он, — что по «Минским соглашениям» нет никакого «плана Б». Некоторые думают, что такой «план Б», направленный против России есть, но мы этого делать не хотим!».
А ведь в «Минских соглашениях» прописана совершенно определенная последовательность шагов по урегулированию. В том числе, для проведения выборов в Донбассе должны быть приняты соответствующие украинские законы, а самому региону должна быть предоставлена широкая автономия по оговоренным в Минске параметрам. Последнее требует поправок в Конституцию Украины. Киев все эти положения не выполняет. У Порошенко, даже если бы он хотел следовать «Минским протоколам» буквально, просто нет для этого достаточного числа голосов в Раде. А он к тому же и не хочет следовать буквально тому, о чем тогда договорились. И ставит «на голубом глазу» на первое место последний пункт — о передаче под контроль Украины части границы с Россией, которую сегодня контролируют ДНР и ЛНР.
Так что наряду с «сохранением давления на Россию по Сирии» Париж и Берлин сохранят определенное, хотя и в меру нежное давление на Киев с тем, чтобы тот свою часть «Минских соглашений» все же выполнил. И пока не просматривается ничего такого, что толкнуло бы тут Путина к серьезным уступкам, фактически, к капитуляции по принципиальным вопросам украинского кризиса.
Ну, а поговорить лишний раз — это всегда пожалуйста. В том числе, если «наши западные партнеры» будут уж так сильно настаивать, о продолжительности «гуманитарной паузы» под Алеппо. Да и не под Алеппо тоже.