Сделка «Роснефти» в Индии убивает сразу несколько зайцев
Лента новостей
По мнению экспертов, приобретение завода в Гуджарате открывает перед компанией и Россией интересные перспективы
Значение 13-миллиардной сделки, заключенной 15 октября «Роснефтью» в Индии, выходит далеко за рамки двусторонних российско-индийских отношений, считают международные нефтяные эксперты. Победа российской нефтяной компании в борьбе за приобретение завода компании Essar Oil, второго поставщика нефтепродуктов в Индии, не только отвечает экономическим интересам двух участвующих в сделке стран, но и наносит серьезный удар по позициям ближневосточных игроков, прежде всего Саудовской Аравии и Ирана, также претендовавших на покупку индийского нефтепроизводителя. Об этом пишет агентство Bloomberg со ссылкой на опрошенных экспертов.
Действительно, продажа завода даст возможность индийским владельцам Essar сократить накопившуюся задолженность примерно на 10 млрд долларов. Это позволит компании сохранить позиции на национальном рынке. При этом, как особо подчеркивают эксперты, Индия, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), уже в этом году может потеснить Японию с третьего места в списке крупнейших мировых потребителей нефти.
Российская компания в результате сделки приобретает не только завод в штате Гуджарат, перерабатывающий 400 тысяч баррелей нефти в сутки, но и получает в свое распоряжение 2700 заправочных станций по всей Индии, а также портовый терминал и ТЭЦ. Сделка обретает особое значение, подрывая способность ближневосточных стран диктовать свои условия на мировом нефтяном рынке. На это также обращает внимание Bloomberg.
«Индия станет самым быстрорастущим (нефтяным) рынком в ближайшие 25 лет», — считает аналитик гонконгской компании Sanford C.Bernstein & Co Нил Беверидж. Покупая Essar, «Роснефть» получает доступ к рынку с 1,3 миллиарда потребителей, которые погашают 80% своих потребностей в нефти за счет импорта, и, по оценке МЭА, до 2040 года будет лидировать на рынке растущих потребителей углеводородного сырья.
Сделка с «Роснефтью» окажет большое влияние на азиатские рынки, считает аналитик лондонской Global Gas Analitics Абхишек Кумар. «Это станет ответом на попытки Саудовской Аравии проникнуть на европейский рынок, на котором сегодня преобладает российская нефть», — полагает Кумар.
В условиях насыщения мировых нефтяных рынков борьба стран — производителей сырья за доступ к зарубежным перерабатывающим мощностям обостряется. Саудовский государственный гигант Saudi Aramco приобретает доли в нефтепереработке по всему миру от Индонезии до США. Аналогичную тактику проводит Кувейт. По данным, предоставленным Bloomberg министром нефти Индии Дхармендрой Прадханом, во II квартале 2016 года 65% импортированной страной нефти поступило из стран Ближнего Востока.
Между тем завод Essar в Гуджарате на западе Индии рассчитан на переработку низкокачественной нефти, поступающей на мировые рынки преимущественно из Венесуэлы. По данным Bloomberg, в первом полугодии 2016 года Венесуэла обеспечивала завод примерно половиной необходимого ему сырья, поэтому, как считает директор сингапурской консалтинговой компании Ivy Global Energy Тушар Тарун Бансал, «лучшим вариантом для «Роснефти» будет поставка сюда сырья с предприятий, расположенных в Венесуэле». Такие поставки, считает он, обеспечат завод сырьем и не окажут негативного влияния на российские поставки в Европу.
По сообщению «Роснефти», в июле 2016 года компания договорилась с венесуэльской государственной компанией Petróleos de Venezuela о своповых поставках нефти и топлива. При этом российская компания имеет интересы в пяти других венесуэльских проектах Petromonagas, Petrovictoria, Petromiranda, Boquerón и Petroperija, совокупные запасы которых оцениваются в 150 млрд баррелей (20,5 млрд тонн) нефти.
Сразу после объявления о покупке Essar российской государственной нефтяной компанией в экспертных кругах стали высказываться мнения о том, что сделка может вызвать негативную реакцию США, которые ввели санкции против ряда российских компаний, включая «Роснефть», в связи с событиями на Украине. Однако один из владельцев индийской компании, ее генеральный директор Прашант Руйя заявил агентству Reuters, что «в той форме, как она выстроена, сделка полностью соответствует всем правилам, касающимся российских компаний». «Соглашения (между российской и индийской компаниями) носят глубоко стратегический характер, — считает Нил Беверидж из Sanford C.Bernstein & Co. — Они укрепят энергетическую безопасность Индии и обеспечат России доступ к самому крупному растущему в долгосрочном плане рынку».