Экс-советник мэра Москвы избежал судимости, но подпортил себе биографию
Лента новостей
Суд закрыл «за примирением сторон» дело бывшего общественного советника мэрии Москвы Эраста Матаева. Он избил девушку, снявшую на мобильный телефон, как его машина едет по пешеходной зоне Арбата, однако позже возместил ей вред
Пресненский суд столицы 14 октября поставил точку в скандальной истории с избиением на Арбате москвички Евгении Храповой, пытавшейся снять на мобильный телефон, как BMW с привилегированными номерами серии АМР едет по пешеходной зоне. Напавший на девушку бывший общественный советник мэрии Москвы Эраст Матаев был обвинен в «побоях» и «умышленном уничтожении имущества» (ч. 2 ст. 116 и ч. 2 ст. 167 УК РФ), однако смог загладить вину перед потерпевшей. В итоге суд прекратил его дело «за примирением сторон».
На заседание суда Эраст Матаев, на днях отпраздновавший 50-летний юбилей, приехал в сопровождении двух адвокатов. Общаться с репортерами он не пожелал. Зал суда заполнили студенты-стажеры. Более десятка будущих юристов заняли две трети свободных мест, так что в зале с трудом разместились «пишущие» журналисты. Бодро отрапортовав анкетные данные, сообщив об отсутствии судимостей и наличии четверых детей, Эраст Матаев опустился на скамью рядом с защитниками.
Удары ногами
Согласно фабуле обвинения, которую огласила прокурор Екатерина Фролова, 25 июня этого года Матаев увидел, как Евгения Храпова на свой мобильный телефон Sony Хperia снимает его автомобиль BMW с номерами серии АМР. Машина под управлением водителя Ермакова ехала по пешеходной зоне Арбата, нарушая правила дорожного движения. То, что Храпова снимает его автомобиль, привело Матаева в ярость. «Грубо нарушая общественный порядок и действуя из хулиганских побуждений», он вырвал из рук девушки мобильный телефон и разбил его об асфальт. Он схватил потерпевшую за распущенные волосы и стал таскать за них, «причиняя физическую боль». Также подсудимый несколько раз ударил Храпову ногой в область поясницы, а также в локоть левой руки, оставив синяки и гематомы.
История получила большой общественный резонанс, когда выяснилось, что обидчик девушки раньше работал в мэрии, будучи там одним из общественных советников. Девушка добилась возбуждения уголовного дела. Матаеву инкриминировали две статьи: «побои» и «умышленное уничтожение имущества из хулиганских побуждений» (ст. 116 и ч. 2 ст. 167 УК РФ). По первой ему грозило до двух лет лишения свободы, по второй — до пяти. Понимая, что случившееся может для него плохо закончиться, Матаев 21 июля на пресс-конференции в Москве принес Храповой публичные извинения, которые та приняла.
14 октября в суде он был не столь многословен. «Вину признаю полностью, раскаиваюсь», — заявил Матаев и попросил суд рассмотреть его дело в особом порядке. В этом случае суд выносит приговор за один день — без допроса свидетелей и исследования доказательств, а подсудимый вправе рассчитывать на более мягкое наказание. Никто из участников процесса не возражал, и суд изучил сведения, характеризующие подсудимого.
Достойный член общества
Гендиректор ООО «Военкомплект» Матаев на бумаге оказался крайне достойным членом общества. О нем хорошо отзывались на работе и по месту жительства, он имел благодарность от президента «за большой вклад в российскую экономику», от депутата Госдумы Станислава Говорухина «за активную помощь» на выборах президента. Оказалось, что Матаев помогал детским домам, больным детям, еврейской общине, а также благотворительному фонду артистов. Было трудно поверить, что этот человек так повел себя с юной девушкой.
Впрочем, ему все же удалось ее убедить его простить. На заседании суда Евгения Храпова попросила суд прекратить дело «за примирением сторон». Представлявшая интересы Евгении адвокат Сталина Гуревич сообщила, что подсудимый полностью возместил потерпевшей «моральный вред и материальный ущерб» и выплаченные ей суммы ее «полностью устраивают».
Потерпевшая подтвердила, что Матаев оплатил ей стоимость разбитого мобильного телефона, который она покупал за 21 тысячу рублей, однако сумму компенсации морального вреда она озвучить не хотела. Судья настаивал, пояснив, что ему необходимо указать ее в протоколе. «Для протокола пусть будет 50 тысяч рублей», — предложила Сталина Гуревич. Впрочем, в столь скромную компенсацию мало кто верил — еще этим летом Матаев предлагал девушке 10 тысяч долларов
Кстати, гособвинитель Екатерина Фролова была против прекращения дела. Она сослалась на «тяжесть содеянного и наступившие последствия». Однако судью Евгения Найденова эти доводы не убедили. Выйдя из совещательной комнаты, он постановил дело прекратить. Подсудимый и пострадавшая покинули суд, не давая комментариев, и на улице даже обнялись.
Адвокаты Матаева были довольны. «Это были не такие преступления, чтобы за них наказывать», — полагает защитник подсудимого Евгений Чугунов. Другой адвокат Матаева Арслан Акавов рассказал, что его клиент купил обиженной им девушке новый мобильный телефон и сейчас у них «очень хорошие отношения».
Подпорченная биография
«Сегодняшнее решение суда не несет для Эраста Матаева никаких правовых последствий, однако биографию он себе подпортил, — прокомментировал Business FM исход дела управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. — Матаев хоть и не является судимым, однако считается лицом, привлекавшимся к уголовной ответственности. К тому же его дело было закрыто по нереабилитирующим основаниям. Сведения об этом сохранятся в Главном информационном центре МВД, и если бы бывший советник мэрии решил пойти работать в полицию, его бы уже не взяли».
По закону прокуратура может не согласиться с решением суда и обжаловать его в Мосгорсуде. Будет ли обвинитель подавать апелляционное представление, пока неясно. По мнению Федора Трусова, такое развитие событий «маловероятно». В своей практике он не смог вспомнить подобных случаев.