1 октября 2016, 19:07 Финансы
Анатолий Аксаков: к концу 2017 года мы можем выйти на ставку по ипотеке ниже 10%
Лента новостей
В кулуарах сочинского инвестфорума председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассказал в интервью Business FM о том, почему не стоит отодвигать сроки исполнения «майских указов» президента
Прочитал сейчас ваше заявление по поводу ипотеки. Скажите, пожалуйста, почему вы так оптимистично настроены? Мне сложно поверить, что в обозримом будущем ипотека, действительно, может дойти до уровня 8-9%.
Анатолий Аксаков: Сейчас инфляция около 7%, а ставки по ипотеке — 12%. И очевидно, что есть тенденция к снижению процентных ставок по ипотеке. И это связано с тем, что постепенно банки уменьшают стоимость ресурсов, формируемых за счет средств населения, уменьшая ставки по депозитам. Я думаю, что цель, которую Центральный банк обозначил к 2018 году — 4% уровень инфляции — значит, будет снижаться и ключевая ставка, соответственно будет снижаться стоимость ресурсов, которые банки привлекают, в том числе, направляя на ипотеку. Все говорит о том, что к концу следующего года мы можем выйти на уровень ниже 10%.
Сейчас 12% — это ипотека с господдержкой, которая не факт, что будет продлена. Нужно ли ее продлевать, эту программу, и какой прогноз вы сделаете по ипотеке по вторичке?
Анатолий Аксаков: Сейчас 12%, в том числе, с учетом субсидированной процентной ставки, я думаю, что можно было бы ее продлить на следующий год. Понятно, что вечно эта программа действовать не должна. Но с учетом того, что для субсидированных процентных ставок по ипотеке не требуется большие суммы закладывать в бюджет, эту программу можно было бы реализовать, в том числе для того, чтобы поддержать строительный сектор на первичном рынке.
А что касается вторичного рынка?
Анатолий Аксаков: Он вялый, очевидно, и там падение более глубокое, но там тоже мы уже видим постепенно шевеление, и думаю, что снижение ключевой ставки приведет к тому, что будут снижаться проценты по ипотечным кредитам для приобретения, в том числе, без программы субсидирования до уровня 9-10%. Я полагаю, что в следующем году мы вполне можем увидеть эти уровни.
На Сочинском форуме больше всего обсуждают слова экс-министра финансов о том, что некоторые «майские указы» президента, исполнение их, нужно передвинуть, потому что сейчас это неподъемная история для регионов. Как вы считаете, можно ли с этим согласиться, и если отодвигать, то какие именно и как далеко?
Анатолий Аксаков: Я против таких действий по неисполнению указов президента, потому что это, прежде всего, подрывает доверие к власти. Если власть, тем более в лице президента, принимает решения, то эти решения должны выполняться, это будет повышать доверие и со стороны общества, и со стороны бизнеса к тому, что делают руководители нашего государства, правительство и Госдума.
За счет чего тогда балансировать бюджет?
Анатолий Аксаков: Прежде всего, при всех сложностях и региональные бюджеты, и федеральный бюджет свои обязательства выполняют. Понятно, что это происходит и за счет бюджетных кредитов, которые федеральное правительство выделяет региональным бюджетам. Конечно, лучше всего было бы справедливо распределить доходную базу, которую формируют за счет налогов, потому что, к сожалению, налоговые поступления идут в основном в центральные бюджеты: в Москву, Санкт-Петербург и крупные столицы.
Как вам идея о том, что все налоги, которые собирает регион, которые зависят от региона, оставлять в этом регионе, а те налоги, которые не зависят от деятельности региона, отправлять в федеральный центр?
Анатолий Аксаков: Я считаю, что это разумная идея, она будет стимулировать регионы как раз к тому, чтобы увеличивать налоговую базу, таким образом, увеличить свой бюджет и различные программы реализовывать.
Что для этого перехода нужно сделать? Это должна Дума принять соответствующий закон? В какой перспективе принятие таких решений хотя бы теоретически возможно?
Анатолий Аксаков: Мне кажется, надо проинвентаризировать наши налоги, в том числе, убрать неэффективные, которые плохо администрируются. Потом определить те налоговые поступления, которые зависят от действий муниципалов, те, которые зависят от субъектов Федерации, те, которые должны поступать в федеральный бюджет, потом уже принимать решение на законодательном уровне. Конечно, тогда надо будет менять бюджетный кодекс, налоговое законодательство, но для начала надо провести инвентаризацию всего налогового спектра.
Что касается состава новой Думы, где вам предстоит работать, как вам вообще итоги выборов, компания, в которой вам предстоит трудиться следующие пять лет? Ваша роль уже определилась в новой Думе?
Анатолий Аксаков: Моя роль будет определена 5 октября на пленарном заседании, когда будет закреплено пакетное соглашение, поэтому я пока воздержусь от оценок на счет своего участия в Госдуме, в каком качестве я там буду работать. Состав, по-моему, вполне профессиональный, вполне работоспособный. Самое главное, что я вижу, горящие глаза там, стучащие копытами ноги, которые готовы работать.
Новых или уже бывалых? У кого глаза горят ярче?
Анатолий Аксаков: Я больше обращаю внимание на тех, кого раньше видел в Госдуме. Я знаю, что это очень профессиональные люди, которые хотят многое сделать. Я допускаю, что это будет историческая Дума, которая может принять судьбоносные решения для нашей страны.
Заинтриговали.
Анатолий Аксаков: В том числе, касающиеся и налогового законодательства, и бюджетного законодательства, и финансового законодательства. Причем, эти судьбоносные решения не обязательно какие-то революционные, главное, что они будут справедливыми, с точки зрения, например, распределения доходов, которые получаются благодаря налоговой системе, которая у нас действует сегодня. Я когда был руководителем Министерства экономики Чувашии, бюджетная система формировалась 50х50, то есть более справедливо. Сейчас она изменилась в соотношении 60х40. У регионов было больше возможностей маневрировать теми доходами, которые мы получали на месте, плюс трансферты, которые поступали из федерального центра, мы тоже более гибко могли использовать. И ипотека, которая, говорят, что была запущена 10 лет назад, в Чувашии она была запущена еще в 90-е годы. Причем, мы выделяли деньги, в том числе и социальным слоям населения, субсидии на уменьшение процентной ставки выделяли. И это все уже работало в таком бедном, небогатом регионе, как Чувашия.