Минюст строг, но справедлив? Две НКО покинули список «иностранных агентов»
Лента новостей
Судя по всему, организации выполнили предписание Минюста. Эксперты считают, что это хороший знак: закон работает, и, видимо, список «иноагентов» можно покинуть. Впрочем, проблемы с фондом «Династия» это пока не решает
Минюст исключил две российские НКО из реестра «иностранных агентов». Официальное сообщение опубликовано на сайте ведомства. Из списка убрали пермский Центр гражданского анализа и независимых исследований «Грани» и Костромской центр поддержки общественных инициатив.
Отмечается, что «факт прекращения выполнения фондами функций «иноагентов» был установлен в ходе внеплановых проверок Костромской и Пермской областей. С деятельностью Костромского центра поддержки общественных инициатив знаком руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв. Он говорит, что внесен в список Центр был заслуженно, а теперь так же справедливо из реестра исключен.
Константин Калачёвруководитель Политической экспертной группы«Очевидно совершенно, что активность, которую вела эта организация, проводя многочисленные мероприятия с приглашением гостей... Мероприятия могли проводиться в том числе на зарубежные деньги. Этим могло быть оправдано попадание центра в список. Но если речь не шла о постоянном финансировании, если у центра появились внутренние источники, не вижу причин для того, чтобы он оставался в числе «иностранных агентов». Надо просто подходить к этой теме с правовой стороны. Если организация изменила источники финансирования внешние на внутренние, почему она должна находиться в этом списке? Здесь Минюст демонстрирует последовательность и гибкость. Я думаю, многие из российских НКО вполне способны заместить финансирование из-за рубежа за счет внутренних источников. У нас достаточно много неравнодушных людей».
Как бы то ни было, накануне реестр НКО — «иностранных агентов» пополнился сразу тремя организациями: таковыми признаны республиканская молодежная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия»), Межрегиональный общественный фонд мира на юге и Северном Кавказе и Сибирский центр поддержки общественных инициатив. Как показал случай с НКО, ныне исключенными из списка, закон работает, и это уже очень положительный знак, считает профессор Высшей школы экономики Александр Домрин.
Александр Домринпрофессор Высшей школы экономики«Это очень положительный прецедент, показатель того, что на самом деле закон работает. Ведь когда вносятся организации в реестр как иностранные агенты, это всего лишь отражение того, что у них есть иностранное финансирование, и оно может использоваться для того, чтобы воздействовать на общественное мнение в России, на политический процесс. В принципе, конечно, это не запрещено — только зарегистрируйтесь. В Америке то же самое: закон 38 года о регистрации иностранных агентов точно так же действует. И точно так же два раза в год в министерстве юстиции такой список составляется. Но если прекращается финансирование, всегда есть возможность выйти из этого реестра. Или, если, скажем, ты оказался в нем по ошибке, такое ведь тоже возможно. Есть, как мы сейчас видим, возможность покинуть список».
Одним из самых громких скандалов последних двух месяцев стало признание «иностранным агентом» фонда «Династия» известного предпринимателя и ученого Дмитрия Зимина. Узнав о решении Минюста, Зимин прекратил финансирование и заявил, что «Династия» никогда не признает себя «иностранным агентом», поскольку таковым не является. На прошлой неделе совет фонда сообщил, что речи о закрытии пока не идет. На защиту организации встали общественные деятели и ученые, а в Совете Федерации заявляли, что в связи с «некорректной историей» с фондом Зимина закон об НКО может быть исправлен. Однако в среду Тверской суд Москвы признал фонд «Династия» виновным в нарушении закона об «иностранных агентах» и постановил оштрафовать организацию на 300 тысяч рублей.